Г.А. МУРАШЕВ
Возвращение русского романса
На протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1920-х годов, русский романс будто бы стеснялись исполнять в престижных залах страны. Виновником этого был «любимец партии», как назвал его В.И. Ленин, главный редактор газеты «Правда», а затем «Известий» – Н.И. Бухарин. Это по его инициативе романсу пришили ярлыки «буржуазной культуры», «цыганщины», «пошлости». Дескать, нечего разводить слезу в наш век индустриализации, в век машин. Пусть бабушки и дедушки сидят возле своих патефонов и, если им надо, крутят пластинки с записями Изабеллы Юрьевой, Александра Вертинского, Фёдора Шаляпина, Леонида Собинова.
Спустя 30 лет место романса заняла советская песня. Марк Бернес, Юрий Гуляев, чуть позже Эдита Пьеха, Лев Лещенко – настоящие звёзды радовали нас своим исполнением как в кинофильмах (вспомните фильм «Два бойца» и песню «Тёмная ночь» в исполнении М. Бернеса), так и со сцены.
Но времена менялись. Менялись мелодии. Менялись стихи. Молодёжь ждала чего-то нового. Возникновение бардовской песни, песен русского андеграунда (подпольная музыка – Г.М.) стали отдушиной и даже, если ходите, социальным протестом. В этом плане наиболее характерен Булат Окуджава.
Вообще говоря, романс сам по себе никогда не умирал. Он исполнялся в узком кругу на семейных вечеринках, в филармониях, в залах музыкальных училищ, в капелле. Больше всего повезло классическому романсу. Он вполне легально звучал на театральных подмостках, в кинофильмах. Помните чудесные романсы Андрея Петрова в кинофильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» в исполнении Валентины Пономарёвой?
Но если в гонениях на романс как жанр «идеологически не выдержанный» (опять же по мнению Н.И. Бухарина), «чуждый нашей морали» просматривается политическая подоплёка, то с появлением протестной музыки появился конкурент – массовая, так называемая поп-культура, культурный ширпотреб под управлением коммерческой конъюнктуры шоу-бизнеса. Здесь сыграли свою роль приход в музыку мировых тенденций и новейшей техники, позволяющей слышать певца в любом конце зала. У слушателей появился выбор. Вместе с тем молодое поколение тинэйджеров подверглось гипнотическому воздействию нового ритма рок-музыки. А на сцену вскарабкался Крик.
Крик завоевал все большие и малые сцены. С хорошей и не очень акустикой. Рёв динамиков, которых стало множество, проникает всюду. В его грохоте тонут протесты, не воспринимаются запреты. Да и может ли быть услышан голос разума и чувства, если рёв, именуемый музыкой, оглушает десятки тысяч слушателей!
Истеричный Крик стал символом XX, а теперь и XXI века. Он совпал с катастрофами самолётов, взрывами жилых домов, выстрелами из-за угла. Ну, а певицы, дабы привлечь внимание, по пути на сцену стали раздеваться.
Истеричный Крик и рёв динамиков не дают человеку остановиться, задуматься. Они гонят его. Гонят в Будущее. Вперёд. В Неизвестное.
На таких концертах молодые, неокрепшие физически и морально девочки и мальчики теряют сознание, оказываются в стрессовой ситуации. А музыка гремит, гонит, бьёт, требует: давай! давай! давай!..
И вот, кажется, люди опомнились. Возможно, устали от Крика и полуголых девиц? Им надоели децибелы? А может быть, захотелось чего-нибудь иного, нового? Но не зря же говорят, что новое – это хорошо забытое старое. В конце концов, должна же быть какая-то норма. Ведь нормы нравственности никто не отменял. И потом, жизнь так устроена, что наступает момент, когда человеку надо объясниться в любви. А о любви говорится тихо. Интимно. Почти шёпотом. Потому что это говорится только ЕЙ. И никому больше.
Я Вас люблю, я думаю о Вас.
Вы для меня – смятение отныне…
Разве можно эти слова произносить под рёв динамиков?..
А волшебные слова в исполнении нашего любимца, известного на весь мир певца, обладавшего очаровательным басом, – Бориса Штоколова!
Помните?
Твоих лучей волшебной силою
Вся жизнь моя озарена.
Умру ли я, ты над могилою
Гори, сияй, моя звезда!..
Наконец, разве можно сравнить дикий рёв динамиков и вечно юный, очаровательный голос Людмилы Сенчиной, исполняющей романс «Белой акации гроздья душистые»?
Белой акации гроздья душистые
Вновь аромата полны.
Вновь разливается песнь соловьиная
В тихом сиянии чудной луны!
Помнишь ли лето! Под белой акацией
Слушали песнь соловья…
Тихо шептала мне чудная, светлая:
«Милый, поверь мне!.. Навеки твоя».
Мы, старики, из-за дикой дороговизны билетов не имеющие возможности посещать большие концертные залы, с удовольствием и даже радостью смотрим и слушаем наших любимцев по телевизору. И я не исключаю, что, слушая Сенчину, кто-то из моих ровесников (а мне идёт восьмой десяток – Г.М.) пустил слезу. Но если такое и случалось, то это была слеза счастья, счастья забытого и воскресшего.
«Полноправное» возвращение романса в нашу жизнь, по крайней мере, в жизнь ленинградцев, было подготовлено такими, по выражению журналистки Елены Сакс, «элегантными» радиопередачами «Радио Петербург», как программа Льва Мархасёва «В лёгком жанре», которую вёл народный артист СССР Игорь Дмитриев, и авторская передача Георгия Гожева «Романс о романсе». Если первая из названных передач звучала эпизодически, то программа Георгия Гожева выходит еженедельно по субботам до сих пор. И здесь я должен заметить, что программа «Романс о романсе» не столько музыкальная, сколько информационная. Романс – самый живой жанр вокального искусства, ибо «душа романса» созвучна каждому. Ей смело можно доверить свои самые сокровенные переживания. Если вам не с кем поделиться, а чувства переполняют, обратитесь к романсу. Он разделит с вами и печаль, и радость. Поможет как истинный друг, как любящий и любимый человек.
Вы можете петь, а можете просто слушать. В романсе обязательно прозвучат те слова, которые вы хотели услышать. И ваша любовь будет взаимной и искренней.
Романс – это поэзия в сочетании с мелодикой. Он является средством самовыражения исполнителя, его личного «Я», его чувств и переживаний. Романс – всегда импровизация в сочетании с профессиональными навыками. И не случайно термин «романс» возник в Испании как камерное произведение для голоса с инструментом – стихотворение на испанском («романском») языке, рассчитанное на музыкальное исполнение. Распространившийся в других странах, «романс» стал обозначать вокальный жанр.
В России термин «романс» утвердился в начале XIX века. У нас романс стал практически сразу делиться на жанровые разновидности: балладу, элегию, баркаролу.
На протяжении XIX века в России сформировалась целая национальная школа в составе М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.А. Балакирева, Ц.Д. Кюи, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова (практически вся «Могучая кучка»), П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова.
В XX веке при написании романса стала наравне со стихами использоваться проза. Больших успехов в этом достигли композиторы С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, М.Я. Мясковский, А.А. Александров, Ю.А. Шапорин, Г.В. Свиридов.
Долгожданный выход романса на большую сценическую площадку Санкт-Петербурга (имеется в виду, прежде всего, Большой концертный зал «Октябрьский») произошёл осенью 1998 года, когда агентство «Русская музыка» при полном аншлаге провело первый праздник романса «Петербургская осень». И вот уже восемь лет БКЗ «Октябрьский», рассчитанный на 4 тысячи мест, постоянно в такие дни бывает переполнен.
В 1999 году агентством «Русская музыка» был учреждён конкурс «Весна романса». В отличие от московского Всероссийского конкурса молодых исполнителей «Романсиада» руководство проекта «Весна романса» учредило также номинацию для авторов современного романса. И это совершенно справедливо, так как история возвращения романса – это не только и не столько возвращение и новое прочтение хорошо забытых или запрещённых произведений прошедших лет. Она была бы невозможна без встречи слушателя с новыми произведениями – без рождения современного русского романса как живого продолжения наследия великой русской культуры.
Роль Санкт-Петербурга в развитии и сохранении подлинного духа русского романса невозможно переоценить. Первый конкурс на лучшее исполнение романса состоялся в 1911 году в петербургском театре «Пассаж». И победила в нём очаровательная петербурженка Мария Каринская.
«Королева романса», или как её ещё называли, «Белая цыганка», красавица Изабелла Даниловна Юрьева свои успехи связывает именно с Ленинградом–Санкт-Петербургом.
Москвички Анастасия Вяльцева и Варя Панина пережили самые головокружительные успехи триумфа также в Санкт-Петербурге.
Именно в Санкт-Петербурге родился композитор и пианист Борис Фомин. Здесь учились и трудились композитор и аккомпаниатор Борис Прозоровский, композитор Самуил Покрасс. Если вам, читатель, мало знакомы эти имена, то знайте, что именно они, эти трое создали такие известные романсы, как «Дорогой длинною», «Только раз бывает в жизни встреча», «Твои глаза зелёные», «Мы только знакомы», «Вернись», «Мы оба лжём», «Караван», «Две розы».
Борис Фомин до 18 лет жил в Санкт-Петербурге. По линии отца он потомок Ломоносова. В 12 лет он был уже концертирующим пианистом. В двадцатилетнем возрасте писал детские балеты, музыку к спектаклям, оперетту. Всероссийскую известность получил романс, написанный за одну ночь под впечатлением встречи с Марией Небольсиной. Его квартира превратилась в творческую мастерскую, которую навещали Изабелла Юрьева, Тамара Церетели, Екатерина Юровская, Клавдия Шульженко, Ляля Чёрная. Они с наслаждением распевали написанные им романсы «Дорогой длинною», «Эй, друг, гитара», «Твои глаза зелёные». Жизнерадостный, восторженный по характеру Борис Фомин создавал необъяснимо радостную атмосферу при встречах. Его ученицы по классу вокала и исполнительского мастерства считали за счастье общение с ним. Он был талантливым педагогом, научил их понимать романс. Достаточно сказать, что когда начались гонения на романс, ни одна из них не прекратила его исполнять.
Борис Прозоровский был представителем княжеского рода. По желанию отца он стал военным врачом. Но любовь к музыке победила. После долгих поисков он нашёл партнёршу в лице Тамары Церетели. Они стали вместе выступать на эстраде. Успех был ошеломляющий. Однако за благородное происхождение и увлечение «белогвардейским жанром» (романсами) Прозоровского сослали в зэковские лазареты на Беломорканал. Тамара Церетели избежала репрессий. Борис Алексеевич после освобождения недолго оставался на свободе. После очередного ареста его отправили в Сибирь, откуда вернуться ему уже не удалось.
Судьба смилостивилась над Самуилом Покрассом. Вместе с братом Дмитрием он написал несколько патриотических песен и тем заслужил доверие НКВД. Впоследствии Самуил эмигрировал в США и стал популярным композитором в Голливуде.
В течение 30 с лишним лет романс в Советском Союзе преследовался как буржуазное течение. Практически до начала 1960-х годов его не просто не пели, а запрещали петь. Точно так же, как и стихи Есенина. Уму непостижимо, как можно запретить стихи:
Ты жива ль ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Или:
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.
Как можно запретить изумительную музыку в исполнении такой певицы, как Изабелла Юрьева?! А ведь именно из-за преследований она перестала петь уже в 1959 году, хотя жить ей оставалось ещё 40 долгих лет.
Но вот на сцену ленинградского театра выходит моя землячка – и я горжусь этим! – Галина Карева и после исполнения планового произведения запевает романс… Успех был потрясающим. Публика неистовствовала. Её вызывали снова и снова. И следом за ней с романсом выступает Рубина Калантарян. И снова успех. Большая поклонница русского романса Р. Калантарян стала исполнять романсы на подмостках эстрады.
А затем появился настоящий самородок, кстати, непрофессиональный музыкант и певец Валерий Агафонов. С помощью очаровательной помощницы Шурочки Пурцеладзе, большого знатока романса, литературоведа по образованию, ему удалось собрать десятки старинных романсов и выяснить их происхождение. Выступая перед рабочими на заводах, фабриках, перед самой разношёрстной аудиторией, Валерий Агафонов в буквальном смысле слова нес романс в массы.
В 1977 году по частному вызову в Россию приехала из эмиграции певица Алла Николаевна Баянова. Если на Западе имя её широко известно – она объехала полмира, жила в Румынии, в Париже – то у нас в стране её практически никто не знал. Впрочем, знал Александр Вертинский, который даже выступал с ней на подмостках западных театров. Ну и ещё десяток-другой наших путешественников, футболистов. Несколько филофонистов имели её записи романсов на русском языке. Но этого было так мало. Скажем: несправедливо мало! И вот Алла Николаевна у нас в гостях. И справедливость восторжествовала: романсы, которые в своё время покинули нашу Родину, вернулись! Весь огромный запас изумительной музыки Алла Николаевна подарила своей стране.
Алла Баянова в молодости была очень красивой женщиной. И даже в 1977 году она ещё могла очаровать своей белозубой ослепительной улыбкой. Исполненные ею на русском языке цыганские и русские романсы очаровали ленинградцев. А встреча, организованная ленинградским филофонистом Ю.Б. Перепёлкиным 2 ноября 1977 года, превзошла все ожидания.
В марте 1984 года удалось и мне посетить концерт Аллы Баяновой в Доме Дружбы и Мира с народами зарубежных стран. А два года спустя она вновь посетила наш город.
Видимо, ностальгия была у Аллы Николаевны столь сильной, что она использовала малейшую возможность, чтобы посетить Москву, Ленинград. Она явно мечтала о том дне, когда ей разрешат вернуться на родину. И она вернулась 1 октября 1988 года, чтобы навсегда остаться в России. Получила советское гражданство. А с лёгкой руки мэра Москвы Ю.М. Лужкова – квартиру на Арбате в Москве.
26 сентября 1991 года состоялся её тысячный концерт на своей Родине. Её пришли приветствовать М. Эсамбаев, Э. Пьеха, Л. Лядова, В. Толкунова, А. Пахмутова, Юлиан и другие известные артисты. Ей было присвоено звание заслуженной артистки России. В феврале 2000 года в петербургском Театре Эстрады при полном аншлаге прошёл очередной концерт Аллы Баяновой. И в том же году ей было присвоено почётное звание народной артистки России. Алла Николаевна – неизменная участница «Праздников романса» в нашем городе.
Трагичной оказалась судьба одного из наших земляков, звезды романса Вадима Алексеевича Козина.
Вадим Козин родился в Санкт-Петербурге 21 марта 1903 года в семье купца Алексея Гавриловича Козина. Мать Вадима Вера Владимировна, урождённая Ильинская, пела в цыганском хоре. Выйдя замуж, петь в хоре перестала, но связь с артистами не теряла. Молодая, красивая, с палисандровой гитарой в руках, она нередко напевала удивительный по красоте романс, кстати, чем-то напоминающий родившийся позже «Синий платочек»:
Люблю я цветы полевые,
Люблю их от чистой души.
Красивы анютины глазки,
Как дивно они хороши…
Вот такой она и запомнилась Вадиму Алексеевичу – молодой, красивой, с гитарой в руках.
Её знали в артистическом мире. Знаменитые певицы Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая и не менее знаменитый певец Юрий Морфесси навещали её едва ли не каждый день. Однажды Юрий посадил себе на колени маленького Вадима и попросил его что-нибудь спеть.
Вадим спел. Морфесси удивлённо взглянул на малыша и воскликнул: «Вот растёт наша смена!» В те минуты он и предположить не мог, насколько пророческими окажутся его слова.
Я не стану пересказывать всю передачу Георгия Михайловича Гожева – именно оттуда взяты эти сведения. Я лишь подтверждаю, что все передачи Гожева – интересные, дающие обширные, подчас неожиданные познания из биографии того или иного артиста.
Вадим Козин пережил всё: бедность, унижения, взлёт на артистический Олимп. Достаточно сказать, что днём он работал грузчиком, а вечерами пел в театрах.
И не только пел. Он был блестящим пианистом. Его с удовольствием приглашали на озвучивание немых кинофильмов. И самое удивительное: на запись романсов женского репертуара. У него был замечательный голос. В 1930 году романс «Газовая косынка» исполнялся Тамарой Церетели, Изабеллой Юрьевой, Екатериной Юровской, а на запись пригласили Вадима Козина. Именно задушевность, проникновенность были тем, что хотели услышать радиослушатели.
Всего же за долгую жизнь Вадим Козин записал не одну сотню песен. Пластинки с записями его песен имелись практически в каждой семье. Достаточно сказать, что в 1930 году он помнил тексты более 300 песен.
Вадим Алексеевич одним из первых был призван на фронт. А в ноябре 1943 г. по личной просьбе Черчилля пел в день его рождения в Тегеране в присутствии Сталина. Его «Махорочка» и «Костромская-Калужская» были настолько популярны на фронте, что не уступали Бернесовским «хитам» «Тёмная ночь» и «Жди меня». А вот в мае 1944 г. после выступления перед сотрудниками НКВД его забрали на Лубянку. Последовали долгие годы заключения. Реабилитация. Снова арест. Но что удивительно, Вадим Алексеевич даже в заключении продолжал творить. Только в 1963 году он написал 25 песен. И все его песни становились популярными. У него была возможность вернуться на родину, но он предпочёл остаться в Магадане. Ушёл из жизни великий артист в 1994 году.
Завершая тему значения Санкт-Петербурга в жизни уникального явления мировой музыкальной культуры – русского романса, скажу, что в Москве, конечно, тоже любят романс, исполняют на эстрадных подмостках. В столице существуют клубы романса «Две розы» Анатолия Титова и «Изумруд» Надира Ширинского. Известны московские коллекционеры романса Елена и Валерий Уколовы. На государственном телеканале «Культура» есть программа «Романтика романса», которую в разное время вели любимый публикой певец и член жюри различных конкурсов романсов Леонид Серебренников, а также заслуженный артист России Олег Погудин и оперная примадонна Любовь Казарновская, не нуждающиеся в особом представлении. В программе принимали участие многие звёзды нашей эстрады. Но Санкт-Петербург всё же богат творцами современного русского романса, продолжающими его глубокие традиции и придающими этому живому жанру новые формы, новое звучание. Именно здесь ощущаются дух романса, его истоки. И это при разных финансовых возможностях «двух столиц», из-за чего в Санкт-Петербурге много доброго и важного для развития романса делается – увы! – на голом энтузиазме.
* * *
За почти 9-летний период работы агентство «Русская музыка» провело более трёхсот концертов. Особо стоит отметить «Любовные истории в романсе» режиссёра Сергея Сметанина в Театре музыкальной комедии. Их постановка отличалась продуманной драматургией каждой сцены. В концертах-спектаклях принимали участие несколько дуэтов артистов. И каждый раскрывал перед зрителями свою историю любви…
Помимо традиционных концертов «Весна романса» и «Петербургская осень» в БКЗ «Октябрьский» стали традицией рождественские концерты, а также ежегодные вечера памяти Изабеллы Юрьевой, Клавдии Шульженко, Валерия Агафонова. А теперь и Андрея Петрова.
Проводились абонементные концерты в Театре Эстрады, в театре «Комедианты», в Юсуповском дворце.
Особой любовью у горожан пользуются тематические концерты «Романс 20-х годов», «Петербургский романс», «Романс эмигрантского периода». Директор агентства и автор проекта «Весна романса» певица Галина Ковзель ведёт на радио «Петербург» постоянную программу «Романс вчера и сегодня».
Читателю наверное будет интересно узнать, кто же занимается творчеством, созданием всех этих масштабных мероприятий. Бессменным председателем жюри конкурса «Весна романса» долгое время был безвременно ушедший от нас композитор, народный артист СССР Андрей Павлович Петров. Ему помогали члены жюри народный артист России Станислав Горковенко, заслуженный артист России Михаил Аптекман, заслуженная артистка России Таисия Калинченко, композитор и дирижёр Валерий Минкин, педагог по вокалу Нина Серебряная, директор Театра Эстрады Татьяна Савченко, режиссёр Николай Полищук, профессор Санкт-Петербургской Академии театрального искусства Людмила Барсова и многие другие. Музыкальные руководители проекта – Валерий Минкин и Нина Серебряная.
На афишах многих романсовых концертов, проходящих в нашем городе, значится имя виртуозного пианиста, аккомпаниатора и знатока романса («Поэта рояля» – по меткому выражению поэта Евгения Раевского), заслуженного артиста России Михаила Аптекмана. Я не стану слишком подробно останавливаться на этой, без сомнения, интересной личности. Михаил Юрьевич у нас человек известный. Его имя вписано в историю российского эстрадного искусства в качестве аккомпаниатора Аллы Николаевны Баяновой, а также как руководителя инструментального ансамбля. Вот уже более десяти лет М. Аптекман работает в петербургском Театре музыкальной комедии дирижёром и музыкальным руководителем. В проекте «Весна романса» он выступает в роли главного концертмейстера.
Ушёл из жизни любимый певец Борис Тимофеевич Штоколов. Теперь романс «Гори, гори, моя звезда» продолжает пленять сердца слушателей в исполнении заслуженного артиста России, бывшего солиста легендарного ансамбля «Дружба», настоящего профессионала своего дела, певца Виталия Коротаева. Ребёнок блокадного Ленинграда, ещё подростком Виталий стал учиться игре на аккордеоне в оркестре Профтехобразования. Там же начал петь. С ансамблем «Дружба», руководителем которого был Александр Броневицкий, а солисткой Эдита Пьеха, он объехал весь Советский Союз, гастролировал за рубежом. С эстрадно-симфоническим оркестром радио и телевидения В. Коротаев записал песни современных композиторов. А с оркестрами русских народных инструментов им. Андреева, «Метелица», ансамблем «Скоморохи» он записал русские народные песни и романсы. Очень глубоко и проникновенно звучит в его исполнении романс Евгения Раевского на музыку Г. Свиридова «Метель». По мнению композитора Бориса Грабовского, и с этим мнением согласны многие слушатели, слова романса очень гармонируют с музыкой. На своём творческом вечере в Театре Эстрады «Колыбельную» на стихи Е. Раевского Виталий Коротаев исполнил вместе с маленькой дочуркой. И что удивительно, девочка не сделала ни одной ошибки в достаточно непростом тексте.
У Виталия вышло два сольных альбома – «Не уходи» и «Предчувствие любви». Над созданием альбома «Не уходи» Виталий трудился вместе с талантливым пианистом, аранжировщиком и дирижёром Григорием Коломийцем. И надо же такому случиться: Григорий умер прямо на сцене в 1999 году – за роялем, на последнем аккорде романса, который исполнял его друг Виталий Коротаев.
* * *
В статье о возрождении русского романса я не могу, не имею права обойти имя истинного подвижника – популяризатора, общественного деятеля, одного из подвижников современной российской культуры, много сил отдающего работе по сохранению преемственности традиций этого пленительного жанра в новой России, – петербургского поэта Евгения Павловича Раевского.
Для Е. Раевского участие в историческом процессе возрождения романса не является данью моде, Евгений Павлович – автор стихов. Не текстов к музыке, написанных к очередному романсовому концерту, а именно стихов. Сама поэзия Раевского, как отмечает литературовед, доктор наук, член Российского Межрегионального союза писателей Ефим Роговер, представляет собой «нечасто встречающееся в наше время романтическое творчество». И я скажу – не только романтическое, а на редкость музыкальное. Дабы не быть голословным, предлагаю почитать его стихи. Вот послушайте:
Струи трепета, звуки лучистые
В доброте и изяществе пения
Собираю из воздуха чистого,
Из твоей красоты вне сравнения.
Окрыляюсь, влетаю в фантазию,
Обнажён до души, до сердечности,
Вьюсь у губ твоих нежностью, вечностью
Без улыбки твоей в чистой фразе я.
Нет во мне ни на миг отрешения,
Вне любви не пою, не блаженствую
И гармонию как приношение
Посвящаю возлюбленной женщине.
Ну как? Вам не кажется, что его стихи дождались своего часа? И здесь я должен сказать, что ещё до того, как Евгений Павлович организовал первые концерты, посвященные исключительно романсу, Судьба свела его с удивительным, к сожалению, ныне покойным, композитором Андреем Куличенко, автором целого ряда произведений духовной музыки, написанной по заказу Ватикана. Им был записан диск из 32 произведений, совершенно неповторимых по звучанию. Современный романс «Сонет женской груди» на стихи Евгения Раевского – одно из произведений упомянутого альбома, уносящих слушателей в иное, сказочное измерение, в другую, прекрасную и возвышенную эпоху.
А ещё некоторое время спустя опять же Судьба сводит Евгения Павловича с талантливым композитором, главным дирижёром Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл» Валерием Минкиным. По убеждению Валерия Ивановича Минкина, именно слово является первоосновой романса. И это верно. Надо только «услышать» музыку стиха. Именно потому, что композитор «услышал» музыку в стихах Е. Раевского, им был создан в буквальном смысле слова на одном дыхании романс «Увидимся во сне», премьера которого состоялась на первом празднике романса «Петербургская осень» 22 октября 1996 года в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге. Это очень светлый, добрый и, что не часто случается, запоминающийся романс. И не случайно он стал лауреатом первого Всероссийского конкурса «Весна романса» и теперь уже вошёл в классику жанра.
«Праздник романса» помог раскрыться композиторскому дару В. Минкина, а первый успех, связанный со стихами Раевского, придал ему силы. Не могу не отметить, что и ещё один человек сыграл положительную роль в становлении Валерия Минкина как композитора. Это прекрасный певец, обладающий уникальным баритоном – Виталий Псарев.
Ну, а всё доброе не остаётся без внимания. И уже представитель молодого поколения петербургских исполнителей, кстати, обладатель Гран-при конкурса «Весна романса» Сергей Зыков подхватил своеобразную эстафету и исполняет романс в самых различных концертах. Подобное созвучие поэта и композитора – редкая удача. И всё же поэтическую судьбу Евгения Раевского в романсе можно смело назвать счастливой. Только в рамках проекта «Весна романса» с 1998 года прозвучало семь произведений на его стихи в исполнении таких ярких звёзд эстрады, как Виталий Псарёв, Михаил Луконин, Нина Мещанинова, Наталья Сорокина, Виталий Коротаев, Ольга Питериш, Сергей Зыков. Трижды произведения Евгения Раевского были удостоены дипломов лауреата конкурса. Да вы и сами оцените, услышав хотя бы названия романсов, говорящих самих за себя. Вот они: «Увидимся во сне» (музыка В. Минкина), «Ностальгия по любви» (музыка М. Мокиенко), «Под созвездием Девы» (музыка А. Палецкого), «Приношение женщине» (музыка В. Минкина), «Метель» (музыка Г. Свиридова), «Ночи слагают элегии нам» (музыка А. Куличенко), «Благодарю» (музыка М. Луконина), «Блюзовый сонет» (музыка В. Минкина).
Прав литературный критик Геннадий Муриков, отметивший, что поэзия Евгения Раевского – это высокая любовная лирика, что в свою очередь её глубоко роднит с жанром романса, воспевающим тончайшие движения человеческой души.
Важно и то, что вклад Е. Раевского в дело возрождения русского романса носит всесторонний характер, не ограничивается собственно авторством текстов к произведениям. Евгений Раевский – участник и ведущий многих романсовых концертов, в том числе и организованных агентством «Русская музыка». Он принял непосредственное участие в организации незабываемого по своей камерной, уютной, истинно романсовой атмосфере концерта-спектакля «Вечер русского романса», прошедшего 3 апреля 1999 года в Государственном Санкт-Петербургском драматическом театре «Комедианты». Кроме Е. Раевского, выступившего в роли ведущего, в спектакле приняли участие Галина Ковзель, Нина Мещанинова, Сергей Рыбин.
Зрителям особенно запомнились по-своему неповторимые спектакли с участием известной певицы Натальи Сорокиной и Евгения Раевского в Театре Эстрады им. А.И. Райкина, во дворце Кшесинской и на других сценических площадках Санкт-Петербурга.
Дважды в 2001 году на сцене Театра Эстрады состоялся спектакль «Мечта о белой цыганке», в котором звучали стихи Евгения Раевского. Ключевой темой спектакля-фантазии «Две розы» звучит высокая музыка Г. Свиридова из оратории «Пушкинский венец» (более известной широкому кругу слушателей по кинофильму «Метель»), слова к которой написал Е. Раевский.
Будучи директором Санкт-Петербургского отделения государственного издательства «Культура» Министерства культуры Российской Федерации, Е. Раевский освещал знаковые события из жизни русского романса в ряде печатных изданий, где он является главным редактором: газете «Романс о романсе», общероссийской писательской газете «Русь», официальном издании Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина журнале «Золотое слово».
Как вы уже догадались, газета «Романс о романсе» была создана по одноимённой радиопередаче филофониста, собирателя музыкальных записей Георгия Гожева. Г. Гожевым и Е. Раевским был записан целый цикл передач, посвященных романсу и его приверженцам. Именно для этой передачи Евгений Павлович написал сонет, который так и называется:
РОМАНС О РОМАНСЕ
Я романс о романсе пою,
Словно искренность светлого мира,
Я в романсах любовь познаю,
Лишь в романсе живёт моя лира.
Сколько в нём драгоценных минут,
Пылких чувств и бессмертных преданий,
И поныне в легендах живут
Звуки милых любовных признаний.
С нами часто жестока Судьба,
Но в романсе сердечность людская,
Пусть романса святая мольба
О любви говорит не смолкая.
Да услышит мир тайну мою:
Я романс о романсе пою.
Вместе с композитором народным артистом СССР Андреем Павловичем Петровым, певицей, Золотым голосом Ленинградской консерватории, народной артисткой России Рубиной Калантарян, народным артистом России Станиславом Горковенко, заслуженным деятелем искусств России Георгием Портновым и другими мастерами российской культуры Е. Раевский был в составе жюри конкурса «Весна романса» 2003 года, а также конкурса на лучшую песню о Санкт-Петербурге «Мы – Петербуржцы!», приуроченного к 300-летию Северной Пальмиры. Конкурс «Мы – Петербуржцы!» выявил целый ряд самобытных авторов современной песни. Достаточно сказать, что на гала-концерте в БКЗ «Октябрьский» 20 апреля 2003 года прозвучало сорок (!) лучших песен.
Как бывший музыкант и руководитель нескольких ВИА, хорошо известный в эстрадных кругах артист Ленконцерта, лауреат Всесоюзного и Всероссийского конкурсов, обладатель диплома I степени фестиваля, посвященного 50-летию образования СССР, Евгений Павлович пригласил к участию в проекте «Весна романса» таких замечательных вокалистов, мастеров исполнительского искусства, как Эдуард Хиль, Альберт Асадуллин, Елена Веровая, Виталий Коротаев и других. По просьбе руководства проекта «Весна романа» Евгений Павлович осуществлял литературное редактирование текстов многих программных произведений современных авторов. В таком жанре, как романс, слово заслуживает никак не меньшего внимания, чем музыка.
Наконец, именно Раевский учредил почётные звания «Мисс Романс» и «Мистер Романс», присуждаемые не только блестящим вокалистам, но всем служителям прекрасного жанра: поэтам, композиторам, музыкантам, коллекционерам.
На этом, я бы сказал, новом витке развития русского романса у Евгения Раевского было много неожиданных встреч и счастливых обретений. Он не раз становился свидетелем «обыкновенного чуда», которое, как известно, не случается по заказу. Так, буквально за одну ночь из-под его пера народился на свет романс «Увидимся во сне». Так произошло знакомство с ведущей актрисой театра «Комедианты» заслуженной артисткой России Ниной Мещаниновой, начавшееся о того, что автор случайно услышал по радио романс «Ностальгия по любви», написанный на его стихи. Это произведение Евгения Павловича вошло в спектакль-концерт «Петербургский романс» в исполнении Н. Мещаниновой, периодически появляющейся на театральных афишах не только нашего города, но и за рубежом. В программе звучат романсы на стихи поэтов Серебряного века, песни на стихи И. Бродского, Б. Окуджавы, популярные бардовские песни.
Известный исполнитель романса Эдуард Боксер назвал стихотворение Е. Раевского «На мне Господня седина…» «своим», словно бы написанным для него. К сожалению, записать романс Эдуард не успел.
* * *
Мы живём в сложное время. Посетить концерт удаётся не всегда и не всем. Хранить память о наших современниках, дабы они не канули в Лету, призваны газеты и журналы. Мне бы хотелось сказать доброе слово о популяризаторе романса, журналистке, переводчице и редакторе различных изданий, посвятившей немало страниц современным исполнителям этого жанра, – Елене Валерьевне Сакс. Если Георгия Гожева с полным правом можно назвать коллекционером старинного романса, знатоком его становления и исторических вех, то Елену Сакс с таким же основанием можно считать летописцем современного петербургского романса.
Я приведу лишь несколько наиболее характерных примеров из публикаций Елены Сакс об исполнителях, без которых не обходится, пожалуй, ни один сборный романсовый концерт в Санкт-Петербурге.
Так, целый ряд статей, опубликованных в общероссийской писательской газете «Русь», газете «Романс о романсе», журнале «Русский Джокер», Елена Сакс посвятила «Мисс Романс» 1999–2000 гг., актрисе и певице Наталье Сорокиной. По словам автора публикаций, Н. Сорокину отличают сценическая яркость, темпераментность, новаторство в прочтении произведений. И эти качества остаются неизменными во всех спектаклях Н. Сорокиной, лауреата Всесоюзного конкурса артистов эстрады и трижды лауреата конкурса «Весна романса».
Елена Сакс нередко открывает известных исполнителей романсов с неожиданной стороны. Например, вот что она пишет в своей не лишённой юмора статье «Сиять всеми гранями», посвящённой одному из ведущих актёров Театра музыкальной комедии Михаилу Луконину:
«Коренной нижегородец Миша Луконин пел с детства. Причём постоянно и где только можно: в гостях, дома, на улице. Первое его публичное выступление состоялось в булочной. Не дождавшись сына, посланного за хлебом, встревоженная мама побежала в булочную. Там, в окружении аплодирующей публики, стоял её маленький Миша и пел. Дело в том, что его кумиром был Робертино Лоретти. Мишенька полюбил неаполитанские песни, полюбил на всю жизнь.
Что касается Ленинграда, Михаил влюбился в него с первого взгляда. Приехав с театром на гастроли, после прогулок по городу он принял решение сменить волжские берега на невские. Вот так в 1992 году в «Санкт-Петербург Опера» появился новый ведущий солист с шикарной шевелюрой, томным взглядом и медлительно-кокетливой пластикой. Теперь М. Луконин исполняет ведущие партии в Театре музыкальной комедии». И самое удивительное – Михаил проявил себя не только как замечательный исполнитель. Он пишет музыку. После знакомства с поэтом Евгением Раевским и его творчеством, Михаил написал музыку на стихи «Благодарю». Получился романс. И очень скоро его исполнили со сцены «Октябрьского».
Ещё об одной обаятельной исполнительнице Елена Сакс написала статью под громким названием: «Ольга Питериш – солнечный голос питерской эстрады». Оля родилась в Ульяновске. В детстве музыкой не занималась. Но у неё был чудный голос. И уже со школьной скамьи её стали приглашать на разные конкурсы и фестивали. Её с радостью готовы были принять в Ульяновское музыкальное училище. Но она с детства мечтала об эстраде и по окончании школы уехала в Ленинград, поступила на отделение народной песни в училище имени М.П. Мусоргского и с помощью педагога по вокалу Любови Бажиной сравнительно быстро сумела раскрыть многогранность своего дарования.
Но, как отмечает Елена Сакс, Ольга Питериш оказалась не только восприимчива, а и разборчива. Она не боится экспериментировать, работать на контрастах. В её репертуаре нет случайных, «проходных» вещей. Ей близка задушевность Аллы Баяновой, Нани Брегвадзе, актёрское мастерство Аллы Пугачёвой. Зарубежных исполнителей Дайану Росс, Барбару Стрейзанд, Уитни Хьюстон, Селин Дион можно назвать её учителями по исполнению песни для души.
Ну, а наш поэт и организатор Е.П. Раевский сказал о певице ярко и исчерпывающе: «Ольга Питериш – редкий музыкальный цветок. В её исполнении исключительно сочетаются юная свежесть и зрелая женственность, умный, управляемый вокал и эстрадная смелость». Альбом О. Питериш «Былые напевы», большую часть которого составили малоизвестные русские романсы, создавался в содружестве с виртуозным пианистом Михаилом Аптекманом.
В подтверждение неисчерпаемости богатства русской земли, мы расскажем ещё о двух замечательных певцах, без которых сегодня немыслимо санкт-петербургское радио.
Одним из них является Олег Погудин.
«…Те песни, которые я пою, – они самодостаточны, в них уже всё есть: в них есть драматургия, в них есть образ, идеалы, в них есть душа. Главное – находиться в соответствии тем идеалам, которые там заложены», – говорит он.
Родился Олег Погудин в Ленинграде в 1968 году. С одиннадцати лет солировал в знаменитом детском хоре Ленинградского радио и телевидения. Голос мальчика уже тогда отличался чистотой и высокой техникой исполнения. В 1990 году с отличием окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова и поступил на службу Мельпомене в Санкт-Петербургский государственный академический большой драматический театр имени А.М. Горького. Свой первый диск «Звезда Любви» выпустил в 1991 году.
Творческая деятельность Олега Погудина удивительна по насыщенности концертами на родине и за её пределами, участием в радио- и телепроектах. Целый ряд музыкальных фильмов о Погудине вышел на одном из федеральных каналов российского телевидения. Кроме того, обширен репертуар исполнителя: он включает в себя несколько сотен произведений русского городского и классического романса, народной песни, песен военной поры, произведений зарубежных авторов. Артистом был создан цикл программ, посвященных памяти известных исполнителей отечественной эстрады – А. Вертинского, П. Лещенко, Б. Окуджавы.
Примечательно, что разные слушатели практически в едином духе высказываются о творчестве Олега Погудина, кавалера звания «Глас Ангельской России». Нам бы хотелось здесь привести слова епископа Тихвинского Константина, ректора Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии и мнение известного петербургского автора-исполнителя Александра Городницкого.
Вот что сказал епископ: «Я очень люблю слушать Олега Погудина. Мне нравится его задушевность, «русскость», искренность, глубина… Я думаю, что человек, у которого нет соответствующего душевного настроения, не мог бы так искренне и удивительно петь, придавая давно известным вещам новый смысл, новую глубину».
А вот что оказал певец А. Городницкий: «Олег Погудин – блестящий исполнитель, очень тонкий, очень искренний. Когда я его слушаю, мне вспоминаются полотна любимого мной Нестерова. Есть в этом молодом человеке что-то удивительно светлое и чистое, присущее Нестеровским отрокам… Погудин поёт вещи, вроде бы известные, даже старые, но в его исполнении они обретают совершенно другую тональность, другое звучание, производя неизгладимое впечатление, когда песня становится молитвой. По-моему, очень важно, что Олег – человек религиозный, от него прямо-таки исходит некий свет… Его талант – это истинный Божий дар, и этот голос хотя бы иногда должен звучать в храме».
Визитной карточкой Олега Погудина, если так можно выразиться, является старинный романс В. Юрьева «Динь-динь-динь», исполнение которого в полной мере оправдывает то, что голос его часто называют Серебряным голосом России, а также то, что он в 1999 году получил Царскосельскую художественную премию «За постижение души русского романса».
Второй исполнитель, без которого на нашем радио было бы совсем скучно, – Дмитрий Хворостовский.
«Пришёл, спел, победил!» – так британская газета «Таймс» оценила дебют 27-летнего певца из России Дмитрия Хворостовского на сцене прославленного лондонского концертного зала «Вигмор-Холл» в 1989 году. Этот год стал для Дмитрия этапным. Именно в 1989 году он взошёл на «Олимп», одержав победу на телевизионном конкурсе «Певец мира», организованном британской телерадиовещательной корпораций «Би-Би-Си» (ВВС) в Кардиффе (Великобритания), где был удостоен титула «Лучший голос».
Дмитрий получил среднее педагогическое образование, но продолжил обучение в Красноярском институте искусств. Первый артистический опыт получил в Красноярском государственном театре оперы и балета. А чуть возвращаясь во времени назад, мы должны сказать, что триумфу в британском конкурсе предшествовала победа на Всесоюзном конкурсе певцов имени М.И. Глинки в России и Гран-при Международного конкурса певцов в Тулузе (Франция).
После представления перед искушённой публикой в столицах мирового оперного искусства в Лондоне и Нью-Йорке Дмитрий стал выступать в лучших оперных театрах мира, таких как королевский оперный театр Ковент-Гарден (Великобритания), миланский оперный театр Ла Скала (Италия), Метрополитен-Опера (США), Мариинский оперный театр в Санкт-Петербурге (Россия), а также в престижных концертных залах Московской консерватории, Санкт-Петербургской Филармонии, нью-йоркского Карнеги-Холла (США), венского Музик-ферайн (Австрия) и многих других.
В Санкт-Петербурге Дмитрий Хворостовский участвует в Международном фестивале «Звёзды белых ночей», ставшем доброй традицией Северной столицы. Программы фестиваля, как правило, включают оркестровое исполнение шедевров мировой музыкальной культуры, выступления Академии молодых певцов Мариинского театра, концертные исполнения опер и всевозможные премьерные исполнения.
Основную часть репертуара Д. Хворостовского составляют оперные партии. На счету Д. Хворостовского уже более 20 альбомов.
Что же касается романсов, Дмитрий с удовольствием исполняет романсы Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, Глинки. В Европе и США пользуется популярностью альбом Хворостовского «Очи чёрные», куда вошли русские народные песни и романсы в сопровождении Оркестра народных инструментов имени Осипова под управлением Николая Калинина.
В России же наиболее известен сборник «Песни военных лет», записанный летом 2003 года в Москве. Концертное исполнение этих произведений на Красной площади неоднократно транслировалось по российскому телевидению во время празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне. Песни о войне очень полюбились российской публике, и прежде всего ветеранам Великой Отечественной.
Но почему же Дмитрий Хворостовский покинул Родину? А всё потому, что наши руководители не сумели рассмотреть в начинающем певце будущую звезду мирового уровня и оставили его без квартиры. Ну, а оперному певцу жить в деревне, даже в рабочем посёлке – это нелепо. И вот обладатель чудесного баритона, уроженец Красноярска, народный артист России, лауреат Государственной премии России Дмитрий Хворостовский сегодня проживает в Лондоне. Лондон оказался роднее, чем Москва и Санкт-Петербург. Там его поняли. У нас – нет. Метрополитен-Опера и Ковент-Гарден стали для него родными сценическими площадками. И вот во что это превратилось: «Слышать русскую речь, читать книги на русском языке, говорить на родном языке – редкая и ценная удача для меня, – признаётся он в интервью корреспонденту журнала «Культ Личностей». – Первые дни на родине даются мне трудно. Я ощущаю себя косноязычным, неловким».
А я добавлю: Дмитрий Хворостовский убеждён, что XXI век будет «веком русской музыки», но самого певца мы для России потеряем. И очень даже скоро.
В заключение мне хочется обратиться к очаровательному петербургскому градоначальнику.
Глубокоуважаемая Валентина Ивановна Матвиенко! Сегодня Санкт-Петербургу просто необходим свой государственный театр романса.
Это должен быть дом для исполнителей, поэтов, композиторов, дирижёров. Это трудовые книжки, профессиональный стаж, гарантированные афишные концерты. Это почётные звания. Это концертные программы, на создание которых можно просить средства у городской администрации.
Творческие работники тесно общаются с исполнителями, организовывают мастер-классы, репетиции. Но ведь их надо ещё и удержать. 120 рублей за исполненный номер, над которым исполнитель трудится подчас целый месяц, не просто издевательство. Это беда.
Артистам нужны конкурсы. А конкурс – это аренда концертных залов, оплата радио- и телеэфиров, приобретение сценических костюмов, приглашение концертмейстеров, музыкантов, аранжировщиков, редакторов.
Мне не хочется заканчивать эту статью на плохой ноте. У нас в городе с возвращением божественной музыки дела обстоят лучше, чем в других регионах. Я просто надеюсь, что те, от кого зависит успех, прочитав эти строки, с пониманием отнесутся к нуждам музыкантов. И это будет их вкладом в общее дело подъёма культуры нашего города.