ПОЭТ НЕСКРОМНОГО ТАЛАНТА
О творчестве Евгения Раевского
Поэзия – всевидящая страсть,
Бесстрастно не напишешь совершенства.
Евгений Раевский
Согласно рекомендациям психологов, начало любой речи должно опираться на весомую цитату или афоризм, желательно из мировой классики. Вопреки советам, скажу без долгих вступлений: эта статья посвящена Евгению Раевскому, яркому русскому поэту. В отличие от многих ультрамодных авторов, обладающих весьма скромным дарованием, талант Раевского никак нельзя назвать скромным – напротив, поэт утвердился в литературе как самостоятельная, состоявшаяся личность.
В эпоху страха и подавления в человеке творческого начала, условно называемую «годами советской власти», скромность стала синонимом забитости, всеобщей усреднённости. Но литературе противопоказана серость, приведение автора к общему знаменателю равносильна его творческой смерти. Неудивительно, что стихи Евгения Раевского рождают неоднозначные, часто противоположные, суждения критиков и коллег по перу: чем неординарнее личность, тем больше полярность высказываний.
Попытаюсь оценить творчество Евгения Раевского в жанре спора оппонентов и почитателей его творчества.
Критики, приходящие в восторг от новоявленных метафор и «живости» современной приблатнённой речи, конечно, будут «разочарованы» интеллигентной, красивой поэзией Евгения Раевского. Автор на полтора века «отстал» в деградации от разрушительного сленга, современного русского новояза.
И всё же самые непримиримые постмодернисты не могут не признать талантливости таких, к примеру, строк:
«Влиянье звёзд. Я с ночью в споре.
О сердце! медленней стучи,
Когда взъерошенное море
Расчешут лунные лучи».
Поиск новых слов, выверенность сложных развёрнутых образов – всё это можно найти в стихах Евгения Раевского. Однако словообразование не является самоцелью, оно часто весьма удачно подчёркивает гармоничность и чистоту речи.
Бесспорно, любовь – главная тема лирики Евгения Раевского. Здесь речь идёт не о любви-инстинкте, не о частушечном варианте взаимоотношений мужчины и женщины. Глубокое чувство, страстное мироощущение – основа поэзии Евгения Раевского. Часто её переполняет восторженность, иногда ревность, порой она эротична, – но никогда не равнодушна, не сведена к созерцанию:
«И вне тебя и в нежности с тобой
Не вытерпеть любви святую боль».
Любовь играет роль первой скрипки, не подменяя собой оркестр, но лишь подчёркивая силу звучания стихов.
Действительно, Евгений Раевский – мастер сонета. Думаю, тут можно сказать о «врождённом» понимании автором этой сложной формы, её технических, ритмических, чувственных законов – настолько самобытны и разнообразны сонеты Евгения Раевского. В них можно найти социальную и даже гражданскую тематику («Раб, получивший власть по глупости рабов…»), но всё же большинство сонетов посвящено теме любви.
Вот уже и песня в России стала чуть ли не ругательством! И не просто песня, а такой изысканный, трудный жанр, как романс. Важно отметить, что Раевский не пишет подтекстовки, просто музыкальность его стихов настолько очевидна, что привлекает внимание композиторов и исполнителей. Романс «Давай с тобой увидимся во сне», безусловно, относится к классике жанра. Удач такого уровня не бывает много, однако в активе Евгения Раевского они отнюдь не единичны. Тому подтверждение – внимание публики и критики: автор является лауреатом конкурса «Весна романса».
«Перо-весло, но сколько же грести,
Чтоб голос на мгновенье обрести…»
Евгений Раевский познал немало счастливых мгновений обретения своего голоса. Желаю ему как поэту «не бросать вёсла», радовать читателей новыми стихотворными открытиями. А как человеку – долгих лет здоровья, крепкого счастья и неиссякаемой творческой энергии!