«ВОЙДИ В ОГОНЬ, В КОТОРОМ Я ГОРЮ!»
Уважаемый читатель, согласно закону жанра, автор предисловия к книге «Яблоко Париса» попытался дать однозначное определение поэзии Владимира Дюкова-Самарского: городская или деревенская, лирическая или гражданская… Попытался – и, к счастью, не смог, поскольку В. Дюков-Самарский – поэт в широком смысле этого слова.
Четыре части книги «Яблоко Париса» подчёркивают многоплановость авторских интонаций и образов, и вместе с тем книга наполнена единым светом любви – к женщине, к родине, к земной жизни, к Богу. Тема любви задаётся начальным стихотворением книги:
«Погибнет Троя и умрёт Парис,
Вкусив лобзаний царственной Елены,
Пройдут века, шторма сойдут на бриз.
Но зов любви останется нетленным!»
«Ведём игру» – так названа первая часть книги, посвящённая Игре в пушкинском понимании, даже не самой игре, а жизни, играющей людскими судьбами:
«Что жизнь? – воздушное перо…
На маски надевает маски.
И не нуждается в огласке
Лицо печального Пьеро».
Второй цикл книги – «Поговори со мной на «ты» – любовная лирика, часто страстная, откровенная, без ненужного заигрывания с собой и с женщиной. Стихи говорят о глубоком чувстве настоящего мужчины. И всё же в них поэтика любовной разлуки берёт верх над чувством взаимности:
«Берег пристани «Нерастанная».
Запоздал на час теплоход.
Отупелые, словно пьяные,
Трутся льдины о старый бот», –
такие слова В. Дюков-Самарский нашёл для описания предчувствия расставания, увы, совсем скорого. Однако даже разрыв – навсегда! – не рождает желания мести или торжества победителя:
«Лишь останется писем связка,
Обнищавшая: рви – не рви!..
Одинокого сердца ласка –
Словно церковка на Нерли…»
В третьей части книги «Яблоко Париса» читатель найдёт природную лирику, вместе с автором попытается почувствовать себя частью разумного, доброго, но такого невечного мира:
«Грустить ли нам?!
Вновь зацветает донник,
Соцветий белых тонок аромат,
Ты – истовый и преданный поклонник,
Игрушке-жизни, как младенец, рад!..»
Конечно, в стихах В. Дюкова-Самарского присутствуют не только внутренние ощущения «спелой осени», тонкой связи с природой, но и внешние приметы смены времён года:
«Бабы расторопные на рынке
Яркие букеты-исполины,
Как в шеренге, в равном поединке
Предлагают вереницей длинной».
Многогранной жизни духа, творчеству, осознанию земного и небесного пути посвящён четвёртый поэтический цикл книги – «Идолопоклонник красоты». Автор сумел найти для раскрытия философских тем ясную, доверительную интонацию, его никак не обвинишь в занудстве и многословии:
«Томит былое, снегом запорошено.
К вечерне в храм сбирается народ.
Иди – покайся, сердце заполошное,
И выспроси прощенья наперёд».
Другая тема цикла – самоощущение человека в разные возрасты его жизни, связь настоящего с прошлым, с историей:
«Оседлость – корзиной с утёса!
Клокочет взрывная смесь.
Варяги, татары и россы
Норовисто будят спесь…»
Читатель, привыкший даже не к современности, а к сиюминутности многих произведений певцов русского безвременья, будет огорчён полным отсутствием политиков и бомжей в книге «Яблоко Париса». Но тот, кто сохранил потребность в вечных духовных ориентирах, по достоинству оценит гармоничную поэзию Владимира Дюкова-Самарского – поэзию страстного, гордого духа.