Публицистические статьи и заметки Дмитрия Киршина
НУЖНА ЛИ РОССИИ ЛИТЕРАТУРА?
(Открытое письмо Губернатору Санкт-Петербурга
В.И. Матвиенко)
Ещё пару десятилетий назад вопрос, вынесенный в заголовок этого открытого письма, сочли бы чисто риторическим. Возможно ли, чтобы страна Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского, Цветаевой, Чехова, Есенина, Пастернака потеряла интерес к настоящей литературе?! Увы, в начале XXI века ответом на вопрос: «Нужна ли России литература?» – звучит презрительное: «Нет!».
Это «Нет!» часто звучит в СМИ, невзирая на то, что многими своими делами нынешняя власть объективно способствует укреплению России. Общество словно бы забыло: сохранение русского языка является не менее обязательным условием существования целостного государства, чем совершенствование Вооружённых Сил. Настоящая литература – средство объединения страны, а не блажь писателей.
Несомненно, главная причина общего упадка писательского дела в России – смена общественного строя. В условиях новой капиталистической формации у серьёзной литературы, особенно у поэзии, отсутствует потенциал для коммерческого успеха. Литература в принципе не предназначена для извлечения прибыли или вымогательства. Поэтому совсем не случайно в развитых капиталистических странах поэзия практически умерла.
Прочитать открытое письмо «Нужна ли России литература?»
Публикуется по общероссийской писательской газете «Русь».– 2006, № 27 (30)
В совсем недалёкие времена на территории СССР существовал единый, могучий Союз писателей. Являясь, по сути, частью идеологического отдела ЦК КПСС, он претендовал на руководящую и направляющую роль единственного творца современной литературы.
Уход Советского Союза со сцены мировой истории вызвал цепную реакцию распада внутри страны, в том числе и раздробление писательского союза на удельные литературные княжества. Вполне естественно, что на содержание многочисленных союзиков писателей у российского государства денег не хватает, а потому – прощайте, столичные льготы, никто спецпайки не даёт… Однако в умах многих «художников слова» ещё сильна ностальгия по эпохе номенклатурного благоденствия. Не желая смириться с общей участью, они пытаются построить «дивный, новый мир» в отдельно взятой писательской организации.
Не имея высшего бюрократического образования, администраторы от литературы часто делают непростительные ошибки на путях создания писательского клана. В помощь начинающей литературной номенклатуре я предлагаю свои размышления на тему: «Как организовать союз писателей», в которых постарался обобщить опыт ряда хорошо известных в Санкт-Петербурге писательских союзов.
Прочитать статью «Как организовать союз писателей»
Публикуется по общероссийской писательской газете «Русь».– 2001, № 8 (9)
Представьте себе знакомую ситуацию: у вас в квартире лопнула труба парового отопления – и вода разливается по комнате, оставляя грязно-бурые разводы. Простой смертный безотлагательно вызовет «аварийку», устранит протечку и вытрет с пола образовавшиеся тёмные пятна. Совсем не так поведёт себя современный элитарный художник: ушлый да швыдкий, он увидит в случайном рисунке на полу не грязь, достойную швабры, а новую картину мира. Прорыв трубы обставит как знак свыше, некий прорыв в искусстве. Воспоёт гимн мутной воде, в которой только и могло родиться нерукотворное «творение». А напоследок выставит свой шедевр… нет, не на посмешище, а где-нибудь в центральной галерее, засиженной такими же элитарными искусствоводами. Пардон, искусствоведами.
Насквозь прогнившая «труба» социалистического реализма в конце 1980-х годов окончательно лопнула – и, сдерживаемая прежде тоталитарным режимом и скрытая до срока, дурно пахнущая грязь фонтанирующим потоком ринулась в дом русской культуры. Я ни в малейшей степени не склонен романтизировать советский период русского искусства, отмеченный фальшью идей и образов, а то и прямым пособничеством бесчеловечной власти. Но подлинный расцвет агрессивного духовного невежества стал возможен только после победы оквадраченных разрушителей культуры. На рубеже XX–XXI веков поддержанная на высшем государственном уровне идеология постмодернизма насаждает противоестественные, бездуховные «ценности».
Прочитать статью «Всё это было бы смешно…»
Публикуется по общероссийской писательской газете «Русь».– 2005, № 24 (27)
Основу российской имперской государственности долгое время составляли три краеугольных камня: православие, самодержавие, народность. Печатное слово в России никогда не было отделено от власти. Подавляющее большинство серьёзных русских писателей своими произведениями провозглашали и подтверждали главенство названных основ. Даже вольнолюбивый и дерзкий поначалу Пушкин эволюционировал скорее в монархиста, чем в либерала.
Октябрьский переворот 1917 года и последующие героически-смутные времена изменили принципы государственного устройства. Атеисту не к лицу православие, революционер несовместим с самодержавием… Но Империя – неприкосновенна! Я бы таким образом определил «три источника, три составные части» нового мировоззрения советской литературы: идейность, великодержавность, народность.
Наконец, настало Новейшее смутное время, дата начала которого – не то 1991 год, не то – 1993… Эпоха слома. Время распада Империи. Неужели та же участь постигнет и литературу, поэзию – слом, распад?!
Думаю, происходит необратимый процесс отделения литературы от государства. Восстановить прежние взаимоотношения, наверное, не удастся – ни в границах 1913 года, ни в границах 1937. Искусству слова придётся научиться жить и без «богоизбранной», и без «самой справедливой» власти. Но как? Выскажу своё суждение.
Прочитать статью «Имперская литература»
Публикуется по общероссийской писательской газете «Русь».– 1999, № 1
Только две вещи бесконечны: вселенная и тупость,
и я ещё не уверен по поводу вселенной.
Альберт Эйнштейн
Не так давно на телеканале «Культура» показывали фильм о некоем африканском племени, к которому нежданно-негаданно нагрянула группа европейских этнографов. Местные полудикие жители были так удивлены белому цвету кожи гостей, моторной лодке, видеокамере и прочим чудесам техники, что долго и с опаской разглядывали аппаратуру, ощупывали тела учёных, даже оттягивали резинки штанов «пришельцев», дабы убедиться… сами догадываетесь, в чём. Факт существования «других людей» настолько поразил дальних родственников по разуму, что вождь племени какое-то время отказывался верить в происходящее. А когда понял, что потерял божественный статус, рассердился и приказал под страхом съедения впредь не иметь дела с белыми «сверхлюдьми».
Увиденное в фильме живо напомнило мне другое действие, начало которому было положено в 1998 году. Тогдашние вожди литературного Петербурга сперва решили «не заметить» создания Российского Межрегионального союза писателей (РМСП), а поняв необратимость случившегося, испугались – и стали применять по отношению к «другим писателям» поистине дикарские методы. Особенно «преуспела» в деле оговора РМСП и провокаций по отношению к его руководителям несладкая парочка членов правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России – Ирэна Сергеева и Борис Орлов. Причём, если первая хотя бы пытается следовать «дипломатическому протоколу», то второй не утруждает себя соблюдением приличий.
Прочитать статью «Это есть наш последний!..»
Публикуется по общероссийской писательской газете «Русь».– 2005, № 25 (28)
Когда вам говорят, что дело не в деньгах, а в принципе,
то дело всё-таки в деньгах.
Оскар Уайльд
За радостными возгласами участников предварительного собрания представителей двух из трёх имеющихся в Санкт-Петербурге профессиональных писательских Союзов с участием В.И. Матвиенко – целая гамма чувств. Наконец-то городская власть обратила внимание на писателей! Наконец-то сделан первый шаг к объединению писательских Союзов! Наконец-то появятся деньги на издание журналов и книг!..
Но я предлагаю читателю задуматься о целях и результатах возможного предстоящего объединения не в атмосфере всеобщей эйфории, а на холодную голову.
Во-первых, на собрание не были приглашены представители Российского Межрегионального союза писателей (РМСП), что сразу ставит под сомнение искренность желания организаторов создать единое литературное пространство Санкт-Петербурга, «помирить» писателей. И уж совсем не случайно сразу после собрания «состоялся» хорошо организованный шквал звонков авторам – членам РМСП – не для того, чтобы поделиться благой вестью о начале объединения, а с целью позлорадствовать, унизить профессиональных писателей из «чужого лагеря», представить их недолитераторами. Мне, как члену Международного Сообщества Писательских Союзов и Литературного фонда России, одновременно смешно и неприятно видеть, как неавторитетные окололитературные администраторы намеренно вводят в заблуждение губернатора Санкт-Петербурга, говоря о «главенстве» и «второстепенности» писательских союзов.
Прочитать статью «Отвлекающий манёвр»
Публикуется по общероссийской писательской газете «Русь».– 2005, № 23 (26)
На интернет-сайте В.А. Кекелева я однажды прочитал афоризм: «Чтобы стать знаменитым, порой требуется одно мгновение, а на то, чтобы остаться никому не известным, уходит вся жизнь». И почему-то сразу мне вспомнился поэт Николай Михин. До момента вступления в Российский Межрегиональный союз писателей (РМСП) он свыше десяти лет стучался в двери Союза писателей (СП) России, подавал документы – и получал от ворот поворот: ну, нет хороших стихов у автора шестнадцати книг! Превозмогая откровенное издевательство тогдашнего председателя приёмной комиссии Санкт-Петербургского отделения СП России Бориса Орлова (не к культуре будет упомянут!), Николай Сергеевич издавал очередную книгу, выпускал «Избранное», но всё тщетно.
Вступив в РМСП в числе первых его членов, Николай Михин проявил немалую активность, вошёл в Правление союза писателей и занял вакантное место ведущего «Дискуссионных литературных чтений». На протяжении нескольких лет он собирал альманахи, редактировал произведения авторов РМСП, участвовал в конкурсах, продолжал выпускать собственные авторские сборники. Однако – вот досада! – его авторитет как поэта нисколько не вырос за время пребывания в союзе писателей. Книги Н. Михина становились год от года всё хуже, и даже те, кого он «привёл» в РМСП, не слишком-то стремились превознести своего благодетеля. Имя Михина часто звучало в контексте его руководящих постов, но не в контексте поэзии. В итоге кавалер золотой Пушкинской медали «За сохранение традиций в русской литературе» не смог пережить собственную «невесомость» в РМСП и… спустя 15 лет снова пошёл на поклон в Союз писателей России к тому же Борису Орлову. Собственного достоинства – кот наплакал!
Прочитать статью «Смотрите, кто ушёл!..»
Публикуется по общероссийской писательской газете «Русь».– 2006, № 26 (29)
Писатели всего мира давно поняли: недостаточно просто создавать хорошие произведения. Нужно, чтобы сама жизнь авторов представляла собой захватывающий роман со множеством кульминаций, запоминающихся эпизодов и, по возможности, душераздирающих сцен. Конечно, автору совсем не обязательно участвовать во всех жизненных перипетиях, ему достаточно придумать и последовательно поддерживать миф о собственной выдающейся персоне.
Очень важно выбрать правильный изначальный образ: поэт болезни и страдания (Семён Надсон), поэт революции (Владимир Маяковский), поэт изгнания (Иосиф Бродский)… Теперь уже мало кто вспоминает, что «крестьянский заступник» Николай Некрасов, например, на дух не переносил мужиков и относился к ним примерно так же, как барыня из «Плодов просвещения»: «У них в каждой складке полно микроб. Микробы оспы, микробы скарлатины, микробы дифтерита…».
Лев Толстой – тот и вовсе создал собственный вариант христианства, фактически ушёл из литературы ради утверждения мифа о главенстве человека от сохи. Естественно, себе Лев Николаевич отвёл место пророка нового учения…
Хороший миф должен хорошо продаваться. Эту идею в её современном виде примерно век назад первыми приняли на вооружение не писатели, а художники. Образцом конвертируемости мифа может служить Сальвадор Дали. Его во многом напускное безумие придавало огромный дополнительный вес и без того великолепным картинам. Дали добился своего: «Сюрреализм – это я!».
Прочитать статью «Автор как персонаж мифа о своей жизни»
Сергей Давыдович Давыдов родился 22 марта 1928 года в с. Шебалино Алтайского края. В том же 1928 году семья Давыдовых переехала в Ленинград. Именно город на Неве стал главным местом земной жизни «ленинградца душой и родом» Сергея Давыдова.
В 1942 г., в 16 лет, С. Давыдов вступил добровольцем в армию, участвовал в боях на 3-м Белорусском фронте, был демобилизован в звании сержанта, причём к тому времени он ещё не достиг призывного возраста! Вступление в жизнь при столь героических и трагических обстоятельствах закалило волю и не сломило душу Сергея Давыдова. Именно на фронте он начал писать стихи, и не случайно самые светлые и пронзительные его строки посвящены людям на войне.
В течение более полувека творчество Сергея Давыдова обогащало всех, кому дорого настоящее русское поэтическое слово. В последнее десятилетие жизни, практически лишённый возможности передвигаться, Сергей Давыдов продолжал писать стихи. Причём это были стихи не сломленного, весёлого и очень сильного человека, настоящего мужчины.
Прочитать заметку «Счастливый человек с трагической судьбой»
Публикуется по общероссийской писательской газете «Русь».– 2002, № 13 (15)
Они не созданы для мира,
И мир был создан не для них.
М.Ю. Лермонтов
С жизнью можно совладать, свыкнуться, наконец, приспособиться к ней. К смерти привыкнуть невозможно. И хотя пред Богом все равны, но уход из жизни человека во цвете лет воспринимается вдвойне остро, трагически.
Не стало Наталии Владимировны Филипповой – прекрасной поэтессы, художницы, тонкой, нежной и светлой женщины. Она едва перешагнула, казалось бы, миновала роковой для поэта рубеж – 37 лет. Но… у каждого своё роковое число.
Детальный разбор поэзии Н. Филипповой – дело не нынешнего времени, я не стану отнимать хлеб у литературоведов. Поделюсь своими впечатлениями от её стихов, составляющих неразрывное целое с личностью и судьбой поэтессы.
Даже в самих названиях её книг – «Паутинка», «Старушка-веснушка» – ласкательные, уменьшительные формы слов. Но в самих книгах нет и тени сентиментальности, авторского кокетства, пустых надсоновских страданий, в них – прозрачность изначального детского восприятия мира.
Прочитать статью «Не от мира сего»
Публикуется по общероссийской писательской газете «Русь».– 2004, № 19 (21)
Президенту Российской Федерации
Путину Владимиру Владимировичу
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
В течение ряда лет культурная общественность Санкт-Петербурга и России с изумлением и возмущением наблюдает, как властями города на Неве осуществляется последовательная поддержка разрушительной деятельности Бориса Александровича Орлова – председателя Правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России. На обломках некогда ведущей писательской организации Северо-Запада создан по существу клан для возвеличения персоны Б.А. Орлова – косноязычного матерщинника, литературного ничтожества, от которого шарахаются как от бесноватого все мало-мальски культурные, порядочные люди.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения писателей России, деятелей культуры и искусства, стало награждение Б.А. Орлова серебряной Пушкинской медалью в октябре 2011 года. Трудно представить себе менее подходящую кандидатуру для награждения: бездарный литератор, произведения которого проникнуты ненавистью к современной России, полны грязи, презрения к людям, – абсолютный антипод Солнца русской поэзии А.С. Пушкина.
Прочитать открытое письмо «Кому выгоден разрушитель культуры Борис Орлов?»
Публикуется по независимому газетному альманаху писателей России и СССР
«Парадный подъезд».– 2012, № 51
Губернатору Санкт-Петербурга
Г.С. Полтавченко
Прокурору Санкт-Петербурга
С.И. Литвиненко
Уважаемый Георгий Сергеевич!
Уважаемый Сергей Иванович!
Общественный Совет по миграционной политике Северо-Запада, представители национально-культурных автономий Санкт-Петербурга просят Прокуратуру Санкт-Петербурга проверить произведения председателя Правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Бориса Александровича Орлова на предмет наличия в них признаков нарушения статьи 29 Конституции Российской Федерации и состава преступления по части 1 статьи 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» Уголовного кодекса РФ.
По мнению членов Совета, в поэтических книгах Б.А. Орлова имеются многочисленные оскорбления национального достоинства евреев и представителей народов Кавказа. Примерами разжигания межнациональной розни являются, в частности, такие строки: «Не третий Рим и не столица русских, / Москва – второй Хазарский каганат!», «Собака здесь зарыта, / А может, – иудей…», «А вороны, словно чечены, / Над русской деревней кружат», или такая строфа, обращенная к нерусским иноземцам:
«Никто вас не звал! Вашей плоти,
Как грязи. А души – во мгле.
Хотя не по-русски живёте –
Плодитесь на русской земле».
Прочитать открытое письмо
Общественного Совета по миграционной политике Северо-Запада
Публикуется по независимому газетному альманаху писателей России и СССР
«Парадный подъезд».– 2012, № 52
Его Святейшеству
Святейшему Патриарху Московскому
и всея Руси
Кириллу
Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему Владимиру,
митрополиту Санкт-Петербургскому
и Ладожскому
Ваше Святейшество!
Высокочтимый Святой Отец Кирилл!
Ваше Высокопреосвященство!
Уважаемый Владыко Владимир!
24 января 2012 года в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры была вручена Всероссийская православная литературная премия имени святого Александра Невского. Одним из её лауреатов стал петербуржец Борис Александрович Орлов, он получил особую премию «За вклад в гражданскую, патриотическую поэзию».
Президиум Академии русской словесности и изящных искусств (АРСИИ) им. Г.Р. Державина, отделение богословия АРСИИ им. Г.Р. Державина глубоко возмущены и оскорблены фактом получения этим автором названной православной премии, поскольку Б.А. Орлов является откровенным мракобесом, а его произведения проникнуты духом сатанизма, тем лже-мессианством, суть которого глубоко раскрыта в Откровении святого Иоанна Богослова.
Прочитать открытое письмо
«О присуждении православной премии мракобесу и богохульнику Б.А. Орлову»
Публикуется по изданию: Евгений Раевский. Петербургские встречи: Критика, публицистика, интервью, письма /
Ред.-сост. Д.Н. Киршин.– СПб.: Российское изд-во «Культура», 2013
Прокурору Санкт-Петербурга
С.И. Литвиненко
Уважаемый Сергей Иванович!
Согласно рекомендации, содержащейся в письме №72-46586 от 13.03.2012 вице-губернатора Санкт-Петербурга В.Н. Кичеджи, президиум Академии русской словесности и изящных искусств (АРСИИ) им. Г.Р. Державина просит Прокуратуру Санкт-Петербурга проверить произведения председателя Правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Бориса Александровича Орлова на предмет наличия в них признаков нарушения статьи 21 Конституции Российской Федерации и состава преступления по статье 329 «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации», статье 319 «Оскорбление представителя власти» Уголовного кодекса Российской Федерации.
По мнению членов Президиума АРСИИ им. Г.Р. Державина, в поэтических книгах Бориса Орлова имеются многочисленные факты проявления публичного оскорбления государственной символики России и первых лиц российского государства, попрания священных мест и символов Отечества.
Прочитать открытое письмо
«Об оскорблении Б.А. Орловым национальных святынь
и государственных символов России»
Публикуется по газете «Новый Петербург», 24 мая 2012 года, № 20(1020)
Уважаемый Юрий Яковлевич!
Члены Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина и Российского Межрегионального союза писателей, ведущие представители культуры и искусства России возмущены демонстративным бездействием работников Генеральной Прокуратуры РФ в связи с обращением по поводу публичных оскорблений государственной символики, святынь Российской Федерации и разжигания межнациональной розни председателем Правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Б.А. Орловым (письмо №46 от 01.08.2012 и Приложения к нему).
По существу поднятых вопросов в течение полутора лет нами не получено никаких внятных ответов, общение с Генпрокуратурой ограничилось явной отпиской и. о. начальника управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействия экстремизму и терроризму А.Г. Жафярова (письмо № 27/3-613-2012/Он1854-12 от 15.10.2012), в котором говорится, что «результаты рассмотрения обращения контролируются Генеральной Прокуратурой Российской Федерации». Означает ли данная формулировка отказ от проверки фактов, изложенных в наших заявлениях, и нежелание Генпрокуратуры связываться с подонками, разжигающими межнациональную рознь и оскорбляющими святыни России? Или Б.А. Орлов является «неприкасаемым», будучи членом некой влиятельной тайной организации, о чём постоянно заявляет сам Орлов и пишет «Литературная газета» (статья Алексея Филимонова «От Ганичева до Орлова» в № 46 (6439) от 20.11.2013)?
Прочитать открытое письмо
«Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Я. Чайке –
о деятельности Б.А. Орлова»
Публикуется по независимому газетному альманаху писателей России и СССР
«Парадный подъезд».– 2014, № 62
Дорогие читатели! В Новгородской писательской организации случилось немыслимое, из ряда вон выходящее событие: член правления НРОООО «Союз писателей России», поэт Евгений Раевский посмел ответить на оскорбительные выпады недоброжелателей и завистников двумя аргументированными статьями – «Моськины лавры» и «Подкаблучник графомании (Полемические заметки о творчестве Михаила Полевикова)»! Пока площадная «дискуссия» о недопустимости такой реакции развивалась в интернете на уровне местечковых статей и комментариев, направленных против Евгения Павловича, не было причин вмешиваться – голословное хамство за годы «демократии» приелось и абсолютно не влияет на взгляды здравомыслящих людей. Петербургские заказчики этого «обличения Раевского» с середины 1990-х годов по сию пору вложили в кампанию против него и руководимых им организаций не один миллион рублей, да только всё впустую. Однако в ход обсуждения названных полемических заметок вмешалась на правах председателя правления НРОООО «Союз писателей России» Светлана Петрова-Амбрасовская, а на таком уровне самое время и мне взяться за ответное перо.
Вызвавшая бурю эмоций узкого круга лиц статья Раевского «Подкаблучник графомании», возможно, резковата по форме; лично я бы на месте Евгения Павловича расширил доказательную базу цитат – благо, откровенных ляпов в произведениях Михаила Полевикова более чем достаточно. Но содержательно возразить автору полемических заметок нечего – даже со стороны ярых критиков обсуждаемой статьи не нашлось ни одного аргумента в оправдание приводимых полевиковских строк, они бесспорно саморазоблачают непрофессионализм Михаила Петровича. Вместо разговора по существу оппонентами используется классический демагогический приём: обливается грязью и выставляется на посмешище автор статьи Евгений Раевский, а полевиковский «тихий ужас» вроде как ни при чём. Зачем обсуждать приведённые цитаты графоманского толка? – проще прикрыть литературный срам нефилькиными грамотами (а лучше – дипломами) разнообразных конкурсов и фестивалей… Собственно, ничего нового в такой стратегии нет, да и цель «писем возмущённых граждан» очевидна: всеми средствами помешать публикации статей Евгения Раевского в журнале «Новгород литературный».
Прочитать статью «Фарисей-миротворец на службе у графомании»
22 мая 2005 года в лекционно-концертном зале Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства состоялась Первая конференция Академии русской словесности и изящных искусств (АРСИИ) им. Г.Р. Державина. На конференции присутствовало 107 участников и гостей.
Ведущим конференции выступил Дмитрий Николаевич Киршин, вице-президент по науке – главный ученый секретарь АРСИИ им. Г.Р. Державина.
Во вступительной торжественной части президент АРСИИ им. Г.Р. Державина Евгений Павлович Раевский вручил награды и дипломы Академии видным деятелям науки и культуры России: В.И. Ипанову, В.К. Лукницкой, Н.Ф. Ульяновой, С.В. Новикову, Н.А. Веселовой (Сафроновой), А.Ф. Полозову, С.В. Рацу, А.А. Баканову, В.А. Соловьевой, Е.С. Роговеру, Н.Г. Соловьевой, М.В. Тоскиной, Ю.П. Калюжину, С.Г. Макарову, А.Ф. Исаеву, И.Л. Шлионской, И.В. Смирновой.
А.А. Баканов подарил конференции и Президиуму АРСИИ им. Г.Р. Державина картину «На берегу после грозы».
С краткими приветственными речами к участникам конференции обратились С.П. Лукницкий, И.В. Баканова и В.П. Ромбольский.
Прочитать заметку «Первая конференция АРСИИ им. Г.Р. Державина»
Публикуется по общероссийской писательской газете «Русь».– 2005, № 24 (27)
ОСТОРОЖНО – КОНКУРС!
В начале 2000 года состоялся конкурс «Светлые стихи» поэтов и детей Санкт-Петербурга.
На конкурс принимались «стихи, посвящённые всему, что приносит их авторам радость: природе, красоте, дружбе, любви, доверию, согласию, возвышенным чувствам и людям, делающим добрые и светлые дела». В жюри «взрослого» конкурса вошли руководители секций поэзии всех ведущих писательских организаций нашего города: Вячеслав Кузнецов, Илья Фоняков, Семён Лаевский, Анатолий Белов и автор этих строк.
Организатор конкурса А. Астров учредил призы победителям на общую сумму 22500 рублей, обязался опубликовать стихи лауреатов в четвёртом томе серии «Светлые стихи», анонсировал новый конкурс «Светлые стихи поэтов России»…
К сожалению, ни одно из этих обязательств не выполнено. До сих пор даже не напечатаны и не вручены дипломы лауреатов. Этот факт позорен вдвойне по отношению к победителям «детской» части конкурса, поскольку для выплаты премий детям требовалась не такая уж большая сумма денег.
На обломках благородной идеи его «светлостью» А. Астровым был создан институт гуманитарной интеграции и в его составе – открытое поэтическое общество. Вступительный взнос в общество – 600 рублей (для участников конкурса «Светлые стихи» – 300 рублей). О принципах формирования этой организации красноречиво говорит такой факт: на вопрос о том, может ли юная, способная, но небогатая Оля Нефёдова вступить в общество, последовал ответ А. Астрова: «Нищие поэты нам не нужны!»
Открытое поэтическое общество сегодня насчитывает около семидесяти человек. Нетрудно подсчитать, что собранная сумма взносов превышает долг А. Астрова перед всеми лауреатами конкурса.
По моему мнению, А. Астров использовал имена членов жюри как начальный капитал для своего «дела», поскольку его собственное имя в поэтической среде неизвестно и не могло придать конкурсу какой-либо весомости. Первоначальная идея конкурса полностью искажена, свет обернулся мраком. Поэтам предлагается не только самим платить за свои стихи, но и, по существу, участвовать в погашении долгов обанкротившегося директора института.
Публикуется по общероссийской писательской газете «Русь».– 2000, № 5
ПОдарок ПАродисту
По долгу службы и дружбы мне приходится с удовольствием и без оного читать немало книг стихов. Порой попадаются в них перлы, достойные острого пера пародиста. У меня самого руки до сатиры не часто доходят, вот я и решил: не пропадать же «добру»! Уверен, что многие по достоинству оценят мои изыскания. И надеюсь, что отклик в виде едких пародий не заставит себя ждать. Обязуюсь опубликовать самые талантливые из них в следующих номерах «Руси».
Узор креста.
Высокий смысл напутствий.
Шальная мысль: «Я тоже так хочу…»
Не шапку снять – раздеться и разуться
Пред этой строчкой: Земскому врачу.
Михаил Балашов,
кн. «Последняя четверть луны»
На грани нервного пробела,
Живу я в умственном психозе.
Есть у меня одна проблема:
Я не кончаю в этой позе.
Анна Богданова
сб. «Трактир «Грааль», или Блины с любовью»
Как мне хочется дерзким казаться
И шалеть, как весной соловьи,
И к груди твоей крепко прижаться,
Спутав ноги и руки свои.
Анатолий Коршунов
кн. «Знак судьбы»
Ах, скучаю я по сказке,
По счастливому концу.
Я медведю строю глазки
И спасти хочу козу.
Андрей Морозов,
кн. «Доверьте грусть свою поэту»
Мор и глад, и вороны кричали:
Мол, от смертной не уйти судьбы.
Но всегда Россию выручали
В годы лихолетия – грибы.
Владимир Ковальчук,
буклет «Лукошко»
Публикуется по общероссийской писательской газете «Русь».– 2000, № 6
С НОВЫМ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕМ!
Вот наконец и настал тот день, когда о двадцатом веке можно говорить в прошедшем времени. Первого января 2001 года вступило в права новое, третье тысячелетие. Правда, самые нетерпеливые умудрились «отметить» смену веков ещё год назад – на это повлияли жажда праздника и трудности с арифметикой…
Простое перечисление авторов, вписавших свои имена в историю русской литературы XX века, займёт, наверное, не одну газетную страницу. Многие литературные направления родились в первой четверти столетия, «идейные вдохновители» символизма, акмеизма, футуризма давно стали классиками. Не сдаются без боя и более поздние течения, разнообразные концептуалисты и постмодернисты заставили слегка подвинуться забронзовевших авторов серебряного века.
Важно осознать, что, кроме значительных литературных открытий, XX век принёс и великое разрушение слова, утрату гармонии. Увы, новизна не всегда служит благим целям, она порой является продуктом корысти, моды, болезненного тщеславия. К сожалению, вторая половина XX века проходит под знаком духовного подавления и одновременно – коммерциализации искусства.
Магия круглых дат никак не влияет на смену времён в культуре. Золотой век русской литературы измерялся не столетием, а временем жизни великих художников слова. Поэтому не стоит обольщаться – смена нуля на единицу сама по себе не добавит новых великих имён. Однако не следует также пополнять ряды пессимистов, твердящих о гибели литературы с постоянством, достойным лучшего применения. Русская литература уже переболела «детскими болезнями», она вошла в пору зрелости. Ныне здравствующие авторы своим творчеством доказывают: искусству слова – не грозит преждевременное старение.
Пожелаем друг другу быть не похожими друг на друга, находить новое в вечном и не утрачивать вечное в новом!
Публикуется по общероссийской писательской газете «Русь».– 2001, № 7 (8)
ЗВЕЗДНЫЙ ВЕК
«Ангел, сворачивающий небо» – так называется фрагмент старинной фрески XII века. Трудно не заметить сходство свитка, символизирующего небо, и Млечного Пути.
В ранние века человеческой цивилизации посвящённые люди понимали устройство Мира не меньше современных учёных. Ведь Господь даровал человеку самый точный, совершенный инструмент познания – душу. Именно к душе обращаются подлинные творцы – живописцы, композиторы, поэты – все те, для кого язык Неба – родной язык.
Звезда говорит не только со звездою, она обращается к каждому, кто способен увидеть её сияние. На необъятном Небе достаточно места и великим светилам, и крохотным, в два-три лучика, чуть заметным звёздочкам. Но лучше быть безымянной звездой, чем именитой тенью.
Пока существует Мир, люди будут вглядываться в Небо, стремиться проникнуться мудростью, чтобы почувствовать высоту слов, начертанных на Млечном Свитке. Поэзия поможет преодолеть земные дороги и достигнуть того Пути, на котором властвует необоримый, всепроникающий свет любви.
Публикуется по общероссийской писательской газете «Русь».– 2001, № 8 (9)
САМОПАРОДИЯ
Случится же такое немыслимое везение: мне, Дмитрию Киршину, постоянному ведущему рубрики «ПОдарок ПАродисту», попала в руки вторая книга петербургской поэтессы Наталии Кинкулькиной – «Стихи о любви»! Сначала я даже растерялся – словно выиграл в лотерею миллион у.е. и не знаю, как уберечь его от жадной родни. Но, пораскинув мозгами, я решил не зарывать кинкулькино сокровище, а поделиться им с потенциально благодарными читателями. И вот сама собой появилась на свет в «Руси» новая рубрика – «Самопародия». В ней будут перепечатываться стихи, которые лучше любой пародии подчёркивают художественные просчеты автора.
Итак, встречайте!
Наталия КИНКУЛЬКИНА
О ТОРШЕРЕ И МОН ШЕРЕ
В комнате горел торшер.
Рядом с ним сидел мон шер.
А когда потух торшер,
Загорелся вдруг мон шер.
А когда мон шер потух,
В комнату вбежал петух.
И вскричал: «Ку-ка-ре-ку!»
Шер мой, лежа на боку,
Отвечал ему: «Ку-ку».
Ясно даже дураку –
Отвечать простым «Ку-ку»
На его «Ку-ка-ре-ку» –
Всё равно, что на скаку
Прыгать на спину быку.
Или попытаться разом,
Не моргнувши даже глазом,
Выпить винную реку.
Вот такие тут приличья.
И такие тут отличья –
Между женственным «Ку-ку»
И мужским «Ку-ку-ре-ку».
«Не отличья, а различья», –
Молвит «правильный» мон шер.
И… пойдёт чинить торшер.
Публикуется по общероссийской писательской газете «Русь».– 2002, № 13 (15)
НОВЫЙ ДУБНЕНСКИЙ ФИЛИАЛ
Российского Межрегионального союза писателей
Вот и состоялась историческая встреча на Волге: союзники по русской литературе из Дубны и Санкт-Петербурга объединились во имя и на благо процветания талантов, творящих не под слепящими софитами «толстых» литературных журналов, а при свечах интеллигентности, веры, гармонии.
Территориальная отдалённость северной столицы и Дубны не помешала творческому сближению тех, кто посвятил себя служению русской культуре. Теперь братство по перу склеплено не только печатью дружеских отношений, но и юридической печатью на официальном документе. И главенствующую роль в свершении этого события сыграли мэр Дубны В.Э. Прох, дубненская поэтесса С.П. Пизик и председатель Правления РМСП Е.П. Раевский.
Подвижническую работу С.П. Пизик по созданию отделения РМСП хочется выделить особо, без её организаторского таланта процесс поиска и приёма в Союз писателей новых членов мог бы занять гораздо большее время. Теперь же в Дубненском отделении РМСП состоят, кроме самой Светланы Пизик, ещё и Владимир Кондауров и Нинель Бархатова.
Бесспорно, не все дубненские художники слова пребывают нынче в провинциальной безвестности, однако дорога к признанию и любви читателей станет более торной, если идти по ней вместе. Открытие нового Дубненского филиала Российского Межрегинального союза писателей – ещё один шаг на пути взаимного узнавания литераторов, приглашение к общению и единению творческих сил всех писательских союзов России.
Публикуется по общероссийской писательской газете «Русь».– 2003, № 15 (17)
В окружающем мире порой происходят события планетарного масштаба, подготовленные ходом истории, войнами, массовым движением народов. Такие события и сопутствующие им дела видны даже самому упрямому и непросвещённому человеку, они влекут за собой людей, часто даже вопреки их воле. Но в каждой стране, в каждом народе случаются времена, которые запоминаются потомкам не грандиозными стройками и судьбоносными победами, а величием отдельных личностей, чудесным образом родившихся и творивших совместно, в одну эпоху.
Пусть не обидятся на меня активисты «Green Peace», борцы с терроризмом, с массовым голодом и неизлечимыми болезнями (их деятельность бесспорно важна, необходима миру), но в этой статье я назову главным событием планетарного масштаба XXI века наступление новой Эпохи европейского и российского Возрождения.
Практически целый материк, долгое время находившийся под гнётом тоталитаризма и страхом противостояния, наконец обретает свободу, а с ней – новых творческих личностей, способных духовно преобразить родную землю. Путь к истинному Возрождению не близок, но… «самая долгая дорога начинается с первого шага», – говорит восточная мудрость.
Первым шагом в создании творческого коллектива «Маэстро» послужила встреча в 1997 году двух талантливых людей – композитора Леонида Левашкевича и композитора и аранжировщика Владимира Гапонова. И не важно, что первый в то время занимался бизнесом, а второй служил дьяконом в церкви Святаго Иова Многострадального. Главное – близость творческих устремлений, единое понимание гармонии как одной из основ Мироздания.
Прочитать статью «Маэстро» голосует за Елену Табакову…»
Публикуется по газете «Россия молодая».– 2003, № 1
– Александр Владимирович, Вы являетесь главным конструктором одного из крупнейших предприятий, разрабатывающих и внедряющих новые информационные технологии, программное обеспечение и средства вычислительной техники в управляющих комплексах и автоматизированных системах управления и обработки данных. Если бы я попросил перечислить три главные составляющие успешной работы предприятия в такой сложной, наукоёмкой сфере деятельности, что бы Вы назвали прежде всего?
– Во-первых, это высокая ответственность. Она обусловлена большой ценой ошибки при управлении сложными системами и, вследствие этого, связана с применением специальных методов, обеспечивающих точность, достоверность, защиту информации и выверенные процедуры принятия решений. Во-вторых, высокое качество продукции обеспечивается высокой квалификацией сотрудников, высоким уровнем менеджмента и реализацией процедур управления качеством в соответствии с отечественными и международными стандартами. Наконец, человеческий фактор играет важнейшую роль, как на этапах создания, так и при эксплуатации систем с высокой ответственностью. Поэтому предприятие уделяет большое внимание организации рабочих мест, психологическому климату в коллективах разработчиков.
Прочитать статью «Научно-инженерный центр СПбГЭТУ…»
Публикуется по журналу «Золотое слово».– 2006, № 3
На сайте Министерства иностранных дел РФ жизненный путь нынешнего юбиляра, Генерального консула Российской Федерации в Гётеборге (Королевство Швеция) уместился в несколько официальных строк:
Мнацаканян Давид Вазгенович, 1949 года рождения. Образование высшее: в 1974 году окончил Московский государственный институт международных отношений. Владеет английским и немецким языками. В системе МИД – с 1974 года. Работал на различных должностях в центральном аппарате Министерства и за рубежом: в 1970–90-х гг. – в Берлине, Вене, Бонне; 1999–2001 гг. – консул-советник Генерального консульства Российской Федерации в Бомбее, Индия; 2001–2004 гг. – старший советник Посольства Российской Федерации в Индии; 2004–2005 гг. – заместитель директора Первого департамента стран СНГ. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2 класса. Почётный работник Министерства иностранных дел России.
Несомненно, шесть десятилетий, прошедших со дня рождения Давида Мнацаканяна, вместили множество событий и свершений не только на государственной службе профессионального дипломата. А путь человеческой души и вовсе не поддаётся измерению. Именно этот другой путь всё отчетливее проявляется в судьбе маэстро Давида Мнацаканяна – талантливого музыканта и композитора.
Прочитать статью «Путь маэстро Мнацаканяна»
Публикуется по Интернет-сайту Творческого содружества «Маэстро»: www.maestrospb.ru