В.А. Соловьёва
ОТЗЫВ НА КНИГУ ДМИТРИЯ КИРШИНА
«МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ»
Сборник стихотворений «Между небом и землёй» Дмитрия Николаевича Киршина является пятой книгой поэта и состоит из тринадцати глав. Есть известные стихи, есть и новые. Интересно название сборника, оно напоминает первые строки песни «Между небом и землёй жаворонок вьётся…». Какие же песни поёт наш жаворонок? Названия глав обязывают – «Опальный возраст», «Из книги Небытия», «На грани прощания», «Времена души», «От Бога – сквозь сиротство – к Богу» и т.д. Большинство стихотворений представляют собой исповедь яркого, мыслящего, талантливого человека. Как истинный художник автор непредсказуем: описывает ли он современную духовную смуту, играет ли словами-символами в притворно-придворно-любовной «Поэме на песке», обращается ли к Всевышнему. Он анализирует главные темы и устремления человека ищущего и разумного, осмысливает события и личности ушедших времён. Данный сборник представляется мне айсбергом, где верхняя видимая часть – это сама книга, а невидимая, но более значимая – в осмыслении того, что написано на листах. Ещё есть и другая составляющая, подтекст, как аура всего живого, то неосознанное, что проявится только со временем – истинная ценность идеи данного Слова. «Вначале было Слово…» Понятно, что Дмитрий Николаевич – приверженец Солнца, светлых настроений, ни в коем случае не мрачных; не чёрного, даже если это квадрат. По Киршину, чёрный квадрат – сосредоточение сердечного и душевного мрака.
«Ты можешь во мгле руин
Не верить, не ждать, не сметь…
Но выбор вовек один:
Гармония – или смерть».
В сборнике представлены разнообразные поэтические приёмы; автор в совершенстве владеет техникой стихосложения, очень сильные концовки произведений. Интересны и необычны ассоциации, оригинальны образы.
«О старость, беспородный верный пёс…»;
«Полусладкая женщина
Пьёт сухое вино»;
«В медовой мгле многоэтажных сот
Пригубим поздний, дремлющий восход»;
«Тоскою веет лютою
От леди ледяной».
Многие строки произведений Дмитрия Киршина философски лаконичны.
«И мог бы жить – да жаждать не могу…
Лишь там, на зачарованном лугу,
Беспечно мчусь, исполнен юной силы,
Цветы поют восшествие зари!
Но ближе, ближе, ближе косари…»
(стихотворение «Уход»)
Из стихотворения «Памяти Незнакомки»:
«Спивается «рыцарь» на сонном постое,
Пресытилась «дама» добычей искомой.
В эпоху распада устои – пустое!..
Но застится взор пред иконой исконной…»
Из стихотворения «Петрушка»:
«За век не выдавил раба,
Не преуспел в добре…
Какая чёрная судьба –
Быть рыжим на ковре!»
Некоторые фразы стали в среде писателей своего рода афоризмами: «Помоги мне, ангел-хранитель, не дай скатиться до низов и опуститься до верхов». Или:
«Поэты долго не живут,
Поэты долго умирают»;
«Как просто было разлюбить!
Так нелегко разненавидеть!»
На мой взгляд, лучшими стихотворениями в данном сборнике являются: «Вехи», «Мир безропотный осенний…», «Блюз слепых», «Возмездие (Памяти 1937 года)», «Ползущим к новизне», «Я, демон славы всемогущий…», многие другие; главы «На грани прощания», «За Веру и Отечество».
К сожалению, меня царапнула по сердцу обречённость некоторых стихов, понимаю, что они написаны в периоды душевного отчаяния. Поскольку я не равнодушна к творчеству Дмитрия Николаевича, то эти стихи равносильны физическому воздействию: прочтёшь – и от безысходности хоть в петлю лезь. Мастерство выше всяческих похвал, но мне было неловко, неудобно читать, словно заглядываю в замочную скважину, стихи «Парамошка», «На выданье», главу «Игра». Думаю, сборник не украсило «чернушное» стихотворение «Во что бы мне нынче со смертью сыграть?..». Не тронула пародия на «Буревестник» Максима Горького: «Над седой равниной мира…».
Но поэту, который написал «Евангелие от неизвестного», я прощаю любое поэтическое хулиганство.
Приятно удивило меня как исследователя использование символов А.С. Пушкина.
Стихотворение «Опальный возраст»:
«Пожухлых листьев окаянный знак».
Стихотворение «На огонёк»:
«Без семёрки и тройки
Буду с пиковой дамой
Пить за здравье лихих…»
Стихотворение «Ставка», посвящённое маршалу Тухачевскому:
«Лишь не сумел предугадать,
Что тройка всё переиначит».
Здесь тройка – судьи, их решение – судьба человека: жизнь или смерть. Но ассоциативно я чувствую отголосок роковой тройки Пушкина.
Несомненно, Дмитрий Николаевич – человек разносторонне одарённый, я с нетерпением ожидаю премьеры музыкального спектакля «Рождественская сказка». Киршин ищет свой путь, он – патриот, Поэт. И доказательство тому – сборник «Между небом и землёй».
«Я поклялся на Книге Книг,
Только знаю – сорвусь на крик…
Но и в гибельный век молюсь:
Не остави планету, Русь!»
10 мая 2012 года