Дмитрий Николаевич Киршин

писатель, учёный, общественный деятель

11 сентября 2013 года.

Заседание № 254 секции поэзии РМСП в концертном зале Санкт-Петербургского Мемориального музея-квартиры Н.А. Римского-Корсакова.

Ведущий заседания – Д.Н. Киршин.
Присутствовал 81 человек.

Председатель Правления РМСП Е.П. Раевский вручил Александру Дольскому высшую литературную награду РМСП – орден «Звезда Пушкина» и диплом почётного члена Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина. Награды и дипломы также были вручены видным деятелям культуры России: Г.М. Иманову и А.П. Кашкарову.

В обсуждении творчества Александра Дольского приняли участие члены РМСП Сергей Волгин, Александр Богданович, Ирина Кулешова, Елена Покровская, Валентина Федорова, Борис Бланков, Наталья Сорокина, Евгений Раевский, Дмитрий Киршин, один гость секции поэзии, всего – 10 человек.

Александр ДОЛЬСКИЙ
(Санкт-Петербург)


*  *  *

Когда впервые надо мной возникли те, кто непрестанно
теперь уже десятки лет скрипит, поёт со всех сторон,
я не услышал – как во сне – узнал, что лёгкими устами
беседуют… Но кто? Увы… Евтерпа, Ангел, Аполлон?
На миг дыханье прервалось. И те неслышимые речи
явились, словно шорох крыл и звон кузнечиков в траве.
Не понимая, принимал я их, как истины – навечно.
И всё же чувствовал весну и лёгкий ветер в голове.
Прошли года. Те голоса я научился слушать сердцем,
дыханьем, кожей и десницей,
что к струнам насмерть приросла.
И как антенна, принимал посланий странных мегагерцы,
касаясь Неба, как рука – воды при помощи весла.
И это знанье принесло мне не мученье, а терпенье.
А лёгкий ветер в голове мне освежает слух и зренье.

*  *  *

Тихо в мире и в квартире…
Ангел звёзды в вышине
израсходовал, как в тире –
целясь прямо в сердце мне.
И на чёрном небосводе,
где уж нет небесных тел,
ничего не происходит,
даже Ангел улетел.
Нет ни шороха, ни звона,
тьма, как тяжкая броня…
Только звёзды нежным стоном
плачут в сердце у меня.
Свет и музыка миров
обрели надёжный кров.

*  *  *

Вот Истина одна. Она дана,
как перламутр и терпкость винограда.
И смерть её – рождение Вина.
В Вине есть прелесть медленного яда.
И этот незаметный переход,
незримый миг преображенья формы –
ступенька, шаг поэзии, полёт…
Прекрасное всегда живёт вне нормы.
Но красота твоих поющих рук
и глаз янтарных, бёдер и лодыжек –
нормальна. Так ребёнок тихо дышит
во сне, и незаметен сердца стук
Так мир сравнений высочайших мал,
и так велик простейший идеал.

*  *  *

Тебя разглядывая очень осторожно,
чтоб не обидеть пристальным вниманьем,
я каждый раз в плену непониманья,
что в этом мире истинно, что ложно.
Веснушки на лице, как звёзды небосвода.
А линия затылка, шеи – ниже
стекая в плечи, руки, будто нижет
все жемчуга из форм, что есть в природе,
на нить твоей короткой светлой жизни.
В зелёные глаза боюсь взглянуть,
поскольку в них кончается мой путь
в поэзии. А ты мне в укоризне
нашёптываешь нежное проклятье,
что я не замечаю твоё платье.

*  *  *

У зеркала ты битый час
сидишь и портишь очень мило
всё, чем природа одарила
тебя, что славно без прикрас.
И примеряешь по сто раз
ты металлические вещи,
в зеркальной заводи трепещут
две золотые рыбки глаз.
О, женщины из всех веков,
как вы стремитесь терпеливо
самовлюблённых петухов
привлечь фантазией крикливой.
Вот так же на фасаде храма
висит торговая реклама.

*  *  *

С глазами цвета кофе, что варят турки на базаре,
и с кожей, не подобной ни чему, как не похожи Море
или Небо – на что-либо, но часто в разговоре
унижены сравненьем с глазом (и к безмерной таре
их относят тоже часто), с руками, как две птицы,
что медленно танцуют на тонком и песчаном берегу,
стояла женщина и вглядывалась в лица
идущих торопливо, жующих и живущих на бегу,
За Временем следила эта женщина. И Время это знало.
И с ней Оно играло и двигалось назад, вперёд и вбок,
и вверх. И только вниз Ему пространства было мало,
Земля в себя не пропускала, укорачивая срок,
струилось, мимо глаз её темневших пролетая.
За Временем следящая, стояла не меняясь – молодая…

*  *  *

Есть тёплый быт и нежная родня,
и мира собственного прочное пространство.
Но как-то взгляд на небо уроня,
я потерял покоя постоянство.
Чужая мне, ненужная звезда
меня уводит каждый раз из дома.
И, кажется, не я – она ведома
моим желаньем быть с ней навсегда.
И так любимый мной – земной удел
ночами будто вовсе умирает.
Я добровольно выхожу из Рая
смотреть – куда ещё не улетел.
Что там – Любовь? Мой Бог? Прозренье? Ад?
Стремлюсь туда. Хоть этому не рад.

*  *  *

Моя Царица умерла. Моя красивая Царица…
Принцесс своих поцеловала и принца нежно обняла.
Они ушли – в Кастальский ключ безукоризненные лица
для облегченья окунать, купать прозрачные тела.
И голубая кровь Руси за ними тихо потянулась,
и Юг на Север наступил, и чёрной крови времена
исподтишка вошли в дома. И песнь в продажу окунулась.
Пришли другие племена, сбылись былые письмена.
А чёрное на голубом даёт кровавые оттенки,
и ветер западный несёт дурные запахи и смог.
Свобода дышит воровством. И светлых девочек коленки,
и женщин синие глаза за деньги смотрят в потолок.
Неясный ум, дурная плоть – владельцы музыки планеты.
Моя Царица умерла. И умерли её поэты.

*  *  *

Так продумала тонкости плоти Природа,
что за радость одних – кровью, жизнью, мученьем
человечество много веков с увлеченьем
платит, как урожай с огорода,
собирая пригодные к жизни тела
и лишая их права на существованье,
кодом слов освещая простое закланье,
называя процесс преступленья – Дела.
Все истории обществ – создание мифов
до высот демократий – от римлян и скифов,
бухгалтерия смерти, насилия свод.
Все ученья Пророков, Мессии и Будды –
матерьял для чеканки кровавой посуды
на столах власть имущих господ.

*  *  *

Следящая за Временем однажды обнаружила Пространство,
когда внутри себя она увидела пока ещё не зрячие зрачки.
Оно сушилось на ветрах Земли, меняющей убранство,
и наизнанку вывернуты были его швы, его карманы и значки.
Следящее за Женщиной Пространство подарило ей младенца.
От запаха его Она пьянела и лишалась и вниманья, и ума.
Просушенное ветрами Пространство обратилось в полотенце.
Следящая за Маленьким Ребёнком, вытиралась им сама.
Живущий как под Небом, под кормящей сладко Грудью
не чувствовал Пространства, да и Времени пока не замечал.
Не знал, что на Земле живут пророки, прокураторы и судьи,
зачем Он появился, кем Он послан как Начало из начал.
И Время улетело, и Пространство уступило Ему место,
И вкладывала в рот Ему сосок Небесная Невеста.

*  *  *

Следящий за душами Временем пренебрегает.
Он видит, как соки телесные правят житьём и умом.
Ни платье, ни хитрость не прячут от взора Его. И нагая
любая нечистая сущность ясна ему. В нём же самом
великие мысли и страсти. Но ярче всего – состраданье
к имеющим много коварных, лукавых и жадных богов.
Он словом сбивает гранит слепоты со стараньем,
как скульптор, что рубит зубилом шедевр для веков.
Работа весьма тяжела. Его сердце на грани, на кромке.
Но он продолжает – Следящий за душами,
зная – Следящий за ним
ему не простит отступленья. И голосом сильным и ломким
твердит, что любой, кто уверует, – Вечно Следящим храним.
И больше других презирая людей,
как гордыни их главный свидетель,
он всё же единственный верный и искренний их благодетель.

*  *  *

Не замечая время года,
не отвечая на вопрос,
неукоснительным уходом
величье горькое привнёс
в слова, что ранее звучали
как ежедневный разговор,
и в восхождение печали
на неосмысленный простор.
Ушёл. А как всё было просто.
Сидел, молчал, смотрел в глаза.
Спросил. О чём? А был вопрос-то?
Ушёл. И слова не сказал.
Всё дело в том, что было с ним,
как с Господом… Необъясним…

*  *  *

Легко писать стихи заумно, сложно.
Особенно пока ума и жизни мало.
Мне в юности Евтерпа обещала
успех за изыски. Но, правда, осторожно.
Я не польстился на скупые обещанья.
Давались слишком просто эти измы.
Гармонии же тонки и капризны
и с фокусами требуют прощанья.
Так музыка души соединима
с высоким смыслом очень неохотно.
И рифма изощрённая неплотно
связует их. И в этом уязвима.
Чем меньше техники, тщеславья и искусства,
тем сердцу легче в выраженье чувства.

*  *  *

Когда в строку ложится мысль с краесогласьем –
должна быть голова светла, душа чиста.
Иначе грех соседствует со счастьем
и подлость с преданностью путают места.
Писание стихов – есть акт возмездья
за прошлое – сегодняшним часам.
Достаточно сместить свои созвездья
согласно Скорпиону и Весам,
и станут ясны все несовпаденья
намерений – поступкам и словам,
желанье обладанья и владенья –
терпенью и посту, вменённым нам.
Чем чище мысли и ровнее сердца ритм,
тем благороднее и дышим, и творим.

Публикуется по буклету: «Заседание № 254 секции поэзии РМСП. Александр Дольский. СПб., 2013». Составление буклета – автор. Компьютерное оформление буклета – Д.Н. Киршин

XIV Пушкинские чтения <Все заседания> Следующий буклет