Э.Ю. ОСИПОВА
Как воспитать Человека Будущего?
Любой человек, имеющий детей, мечтает увидеть своего ребёнка самым развитым во всех отношениях. Он начинает прикладывать интенсивные усилия для реализации этого желания. Но почему-то часто результат этих усилий оказывается совсем не таким, о котором он мечтал, а иногда даже противоположным желаемому. Может быть, эти усилия прикладывались не должным образом и не в том направлении? Для того чтобы предотвратить возможные ошибки и быть более успешным в достижении необходимых результатов, поговорим о процессе воспитания. Что это такое, и какие новые методы сегодня могут быть предложены?
Воспитание – это внедрение в человеческое сознание определённых программ поведения, интересов, определённого отношения к самому себе и к окружающему миру. Как только человек появляется на Земле, так сразу же начинается процесс его активного формирования или, что то же самое, процесс его воспитания. При этом интенсивное влияние на человека осуществляется с двух направлений. Во-первых, на него очень энергично влияет всё его внешнее окружение, то есть внешний мир. И во-вторых, на него оказывает влияние его внутренняя истинная часть, под которой в православии понимают душу. От того, какая из этих частей будет влиять наиболее мощно, наиболее интенсивно, зависит, каким человек предстанет перед нами через некоторое время. Кроме того, процесс воспитания происходит более эффективно не при помощи слов, а при помощи действий, то есть по принципу: «Делай, как я! Будь подобен мне!».
Что же получится из человека, если процесс его воспитания пустить на самотёк и предоставить его практически полностью влиянию внешнего мира? Каким предстанет перед нами человек, если он окажется подобным нашему нынешнему внешнему миру? Чтобы понять это, нам следует более внимательно посмотреть на современный внешний мир, оценить, что в нём сегодня является главным.
Доминирующей в нынешнем мире является нечеловеческая идея выгоды, оправдывающая любую ложь и подлость, любое насилие и предательство, совершаемые во имя этой пресловутой выгоды. Следует признать также, что служение этой жёсткой и прагматичной идее выгоды отделяет людей друг от друга. Действительно, сегодня нам достаточно часто приходится наблюдать, как сердечные привязанности, такие как дружба и любовь, подменяются холодными и расчётливыми партнёрскими отношениями. За примерами далеко ходить не надо, в наших сегодняшних СМИ их предостаточно. Это, в первую очередь, всевозможные брачные контракты, дела о наследстве и пр. В результате таких действий бывшие верные и неразлучные друзья, или муж и жена, или даже дети и родители превращаются в партнёров, способных во имя материальной выгоды предать и продать друг друга. И такое поведение преподносится сегодня нам как абсолютная норма. Кроме того, деньги и материальные ценности служат в сегодняшнем мире инструментами, при помощи которых происходит управление всем человечеством. И, чтобы не нарушался организованный таким сложным образом процесс управления, людей очень старательно и настойчиво превращают в потребителей, главной целью которых является потребление материальных ценностей, причём совершенно необузданное, ненасытное. Сколько бы ни было у потребителя материальных ценностей, ему всё мало и хочется ещё. Объяснить эту ненасытность достаточно просто. Действительно, потребитель испытывает кратковременное удовольствие в момент приобретения какой-нибудь вещи. Но проходит небольшой промежуток времени, и вещь становится привычной, перестаёт вызывать удовольствие. Для получения нового удовольствия нужна новая вещь. То есть настроение потребителя, его так называемые маленькие радости полностью зависят от материальных вещей. Именно вещи, материальные ценности надёжно держат волю потребителя в своих руках и управляют им. Таким образом, потребитель – это на самом деле не свободный человек, а раб, каждой клеточкой своей направленный на удовлетворение материальных потребностей. Даже если такой потребитель займёт в обществе очень высокое социальное положение, психологически он всё равно останется рабом, поведением которого будет управлять его необузданная жажда материального, только выросшая до ещё более крупных размеров. И преодолеть эту жажду, поступить вопреки ей обычный потребитель практически не может.
Интересный парадокс заключается в том, что общество таких вот необузданных, ненасытных потребителей, находясь под управлением внешнего мира, в гонке за всё большей прибылью разрушает самоё себя и весь окружающий внешний мир, делая его непригодным для жизни. Действительно, во имя прибыли сегодня уничтожаются леса, выкачивается в необъятных количествах нефть, засоряются отходами реки и озёра. Именно поэтому дисгармоничное капиталистическое общество – общество рабов-потребителей не имеет далёкой перспективы, возможности долгосрочного развития. Оно, само разрушив себя, обязательно должно уйти в небытие. И, конечно же, ориентируясь только на личную прибыль, такое общество никогда не сможет стать обществом всеобщей радости, гармонии, свободы и справедливости. Но об этом должен быть отдельный разговор. Мы же затронули эту тему для того, чтобы показать, что современный внешний мир, если доверить ему процесс воспитания, сделает из человека хищного и ненасытного раба-потребителя. Но как этого избежать?
Оказывается, человек способен жить по совершенно другим принципам. И это становится возможным, когда преимущественное влияние на него будет оказывать его внутренняя истинная часть, то есть душа – искра Божия внутри него. При этом человек не откажется от пользования материальными благами окружающего его мира, но будет относиться к ним совершенно иначе. Он перестанет разрушать и начнёт созидать, желая радости и гармонии всему окружающему его миру и познавая его всё глубже и глубже, будет брать из внешнего мира ровно столько, сколько ему необходимо для гармоничного существования. Ему откроются новые способности и возможности, заложенные в нём Творцом, и он будет сознательно участвовать, таким образом, в своей божественной эволюции, излучать из своего существа любовь и радость, принимая взамен любовь и радость из окружающего мира. Многим уже сегодня известен закон: «Что мы излучаем, то и получаем». Всё это звучит пока очень фантастично, почти как в сказке, но вспомним Нооссферу и Ноосферного Человека, или Человека Будущего, о котором говорил в своё время академик Вернадский. Так вот, сегодня, в наше мрачное, жёсткое и тяжёлое время, чтобы мир наш не канул в небытие, как это случилось со многими предыдущими цивилизациями, существует острая необходимость начать формировать и воспитывать именно такого Человека Будущего. Создавать такого Человека из своих детей, из своих внуков и обязательно – из самого себя, потому что каждый из нас способен изменяться, независимо от того, сколько нам лет.
При воспитании нужно стремиться сформировать не специалиста – профессионала в какой-либо отрасли, а именно Человека с большой буквы. Можно сказать, что при воспитании мы просто помогаем Человеку научиться на практике чутко вслушиваться в негромкий голос своей истинной части – своей души. Голосом же души в Человеке является его совесть. И поэтому воспитание – это также направление внимания человеческого на свою совесть. И тогда через совесть душа Божественная сможет руководить действиями Человека в этом мире. То есть через Человека, слушающего свою душу и действующего в мире по велению души своей, сам Господь будет проявлять себя Высшего на нашем Земном плане. Вот тогда и наступит то время, о котором в древних ведах говорится как о золотом веке, и жить в нём будет то самое человечество, которое Вернадский назвал ноосферным человечеством.
Важно понимать, что воспитание и обучение – это совершенно разные вещи, что воспитание никак нельзя подменить обучением. Обучение – это привитие каких-либо внешних навыков, необходимых людям для практической жизни и для общения друг с другом. Суть же человеческая при этом остаётся неизменной, не тронутой. И навыки в этом плане можно сравнить с обычными театральными масками, служащими для сокрытия истинной сути человека. Так, можно сегодня найти много примеров, когда некоторые заинтересованные люди пытаются натянуть маску преступника и уголовника на лицо замечательного человека, и наоборот, на личность негодяя – маску чуть ли не святого. Особенно ярко это проявляется во всевозможных политических играх. При помощи таких масок можно запросто изменить весь внешний облик человека: мелкого представить как великого и значимого, великого же – наоборот, как мелкого и примитивного; о глупом можно рассказать как о разумном, а разумного изобразить полнейшим глупцом.
Ещё простейший бытовой пример: входя в помещение, мы механически говорим: «Здравствуйте!», вовсе не задумываясь, действительно ли мы желаем здоровья всем, находящимся в комнате, или это дань этикету, обычный навык – так поступать принято, так поступать положено? Одним словом, в понятиях воспитания и обучения замаскирована знаменитая дилемма: «Быть или казаться?». Воспитание учит нас «быть», обучение учит нас «казаться».
Воспитание – это формирование глубинной сути человека. Психологи могут сказать также, что воспитание – это формирование человеческого подсознания. Подсознание же является фундаментом всей человеческой психики. Именно оно определяет подлинную суть человека и его истинные реакции на всё происходящее. Можно ли сделать подсознание более светлым и более чистым? И как это осуществить?
Оказывается, это сделать можно. И наиболее благодатным временем для воспитания настоящего Человека, для влияния на его подсознание является период от его зачатия, когда он находится ещё в утробе матери, и до трёх лет.
Всё окружающее нас есть энергия, существующая в разных видах и в разных формах, вибрирующая в виде колебаний на разных частотах, создающая различные энергетические поля, взаимодействующая и переходящая из одного своего вида в другой. Материальные объекты, в том числе и мы с вами – это тоже энергия. Вспомним, что даже обычный электрон существует то как частица, то как волна. Поэтому и слова, произносимые нами, также являют собой один из видов энергии. Можно сказать, что само слово – это только своеобразный материальный символ. Суть же, выраженная значением слова – это его энергетическая часть, поле, аура. Несколько слов, объединённых смыслом, общим значением, представляют собой мыслеформу. И опять же, мыслеформа, рассматриваемая как простой набор совместно звучащих звуков, большой силы и значения не имеет. Но очень большую силу и большое значение имеет тот смысл, то намерение, которое вкладывается в мыслеформу произносящим. И поэтому важнейшими для маленького или даже ещё не родившегося человека являются те слова мыслеформы, которые в этот период произносятся в его присутствии. Их смысловая часть в виде определённой энергии уходит в его подсознание и там откладывается, запоминается. Пройдёт какое-то время, и этот человек подрастёт настолько, что будет уже готов понимать смысл услышанных в малолетстве, но тогда ещё не понятых им слов. И если в этот, более старший, период кто-то случайно вновь произнесёт, повторит те же самые слова в его присутствии, то он воспримет их как истину, не требующую доказательств. В этот момент произносимые слова станут своеобразным ключиком, открывающим и вынимающим из подсознания то, что было вложено в него когда-то, в самом далёком детстве. И вот именно с этого времени начнётся очень сильное влияние на человека смысла тех слов, которые были произнесены в его присутствии, может быть, даже до его рождения. С этого времени человек начнёт иначе воспринимать мир, изменится его отношение и к окружающим, и к самому себе.
К великому сожалению, большинство людей об этом просто ничего не знает или же не хочет этого признавать, поэтому внутри нас чаще всего происходит формирование отрицательных инграмм, с которыми потом, в дальнейшей жизни, человеку бывает очень трудно справиться. Действительно, мы чаще всего даже не задумываемся, какие слова произносим, находясь рядом с будущей матерью или с малолетним ребёнком. Но пусть вдохновит нас то, что этот же метод можно использовать сознательно во благо человеку, для того чтобы помочь ему стать лучше и совершенней.
Приведём пример неосознанного формирования отрицательной инграммы. Одна любящая своего ребёнка мать, обращаясь к маленькому (до двух лет) сынишке, часто говорила ему: «Ах, ты мой маленький! Ах, ты мой хорошенький! И ничего-то ты у меня не можешь! И ничего-то ты у меня не умеешь! И такой-то ты у меня беспомощный!» Прошло время, сын её вырос, поступил в технический вуз, неплохо учился, даже сокурсникам помогал писать курсовые работы. Но вот наступил момент защиты собственного дипломного проекта – и вдруг он почувствовал, что ничего не помнит, ничего не знает, не может последовательно изложить необходимый материал. Ему пришлось уйти с последнего курса института, так и не получив диплома. В дальнейшем ситуация повторилась в другой области – при более близком знакомстве с девушкой. И эта же ситуация, в которой он вдруг ничего не мог и ничего не умел, повторялась у него ещё несколько раз в ответственные для него моменты жизни до тех пор, пока однажды он не осознал глубинных причин своей неуверенности.
Итак, воспитание человека начинается уже со времени его зачатия и заканчивается с его смертью. При этом в большинстве случаев родители, и в первую очередь мать будущего ребёнка, даже не подозревают, что все их мысли, чувства и стремления, всё то, что они едят и пьют, чем дышат – всё это является той энергией, в вибрациях которой происходит интенсивное формирование их будущего ребёнка. Недаром в старинной русской традиции женщине, ждущей ребёнка, рекомендовалось смотреть только на всё прекрасное, песни слушать только добрые и радостные, пищу принимать только здоровую и при этом не печалиться и не подвергаться прочим отрицательным эмоциям. Сегодня эти рекомендации во многом можно повторить, понимая при этом механизмы их воздействия.
Действительно, если женщина узнаёт, что она уже носит под сердцем новую зародившуюся жизнь, ей необходимо стремиться к тому, чтобы главными её эмоциональными состояниями были радость и покой, и уж никак не находиться под влиянием гнева, тоски, зависти или алчности. Её пища не должна содержать ничего наркотического. Пусть в её окружении чаще звучит либо классическая музыка (Рахманинов, Римский-Корсаков, Чайковский, Бородин, Бах, Бетховен, Моцарт) и музыка её родного народа. При этом музыка не должна быть очень громкой, так как человеческое тело хорошо проводит звуки и находящийся внутри матери ребёнок услышит даже тихую мелодию. Ожидающей ребёнка женщине полезно также слушать хоровые песнопения – они раскроют в будущем человеке высокое чувство патриотизма и единства со своим народом. Кроме того, можно рекомендовать как можно чаще читать вслух – именно вслух – великих национальных поэтов, а также народные сказки. Всё это будет создавать атмосферу тех положительных влияний, в которой сформируется уравновешенный, сильный и стремящийся к знанию человек.
Можно продвинуться ещё дальше – принять своё личное сознательное участие в формировании качеств пришедшего в мир человека. Можно составить и периодически повторять те положительные мыслеформы, которые будут помогать человеку расти, развиваться, становиться всё более и более разумным, совершенным. Лучше всего записать эти слова в отдельную тетрадку и периодически зачитывать их, повторять вслух. Как уже выше говорилось, пока человечек ещё совсем мал (до трёх лет), суть этих слов, их значение будут не понятны для него, но благополучно сохранятся его подсознанием в виде положительной энергии. И однажды наступит в его жизни момент, когда он будет способен понимать смысл когда-то произнесённых слов. Тогда стоит ему где-либо (может быть, даже от своих родителей) услышать те же самые слова, как приоткроется дверца в ту часть его подсознания, куда они были в малолетстве вложены. И эта положительная энергия подсознания будет постоянно в нём, словно волшебный лучик-маячок, светить, сигналить и уже целенаправленно поворачивать его внимание в ту или иную сторону, определять направление его интересов, формировать его мировоззрение.
Теперь несколько слов о том, как не ошибиться в составлении подобных произносимых вслух мыслеформ. Во-первых, никогда не следует говорить человеку, что он хороший или плохой, потому что ему очень важно знать, что его любят не за то, что он в чём-то очень хороший, а просто за то, что он есть. И действительно, не бывает ребёнка плохого или хорошего, но могут быть правильными или не правильными его поступки. Если же сыну или дочери всё-таки говорить, что они в чём-то хорошие или, наоборот, нехорошие, то они будут стремиться показать себя хорошими, при этом совершенно не обязательно становясь такими на самом деле. То есть возникнет на практике всё та же дилемма – быть или казаться. Если же оценивать не самих детей, а совершаемые ими действия, тогда в дальнейшем дети будут стремиться совершать именно правильные поступки.
Кроме того, в произносимой мыслеформе ни в коем случае не должно быть конкретной профессиональной ориентации. Например, не следует говорить: «Васенька, ты вырастешь и станешь президентом (или лётчиком, капитаном, артистом, писателем и т. д.)». Но обязательно следует указать на те качества, какими должен стремиться обладать ребёнок и благодаря которым он сможет стать высоким профессионалом в любых областях человеческой деятельности. Главное же правило в составлении положительных мыслеформ заключается в том, что они должны направлять внимание человека на всё высокое и светлое, помогающее ему стать на Земле выразителем Божественной истины.
Ниже приводятся мыслеформы-утверждения, которые можно использовать для формирования личности настоящего человека:
– Ты всегда очень спокоен, и ничто не может вывести тебя из равновесия;
– Ты постоянно стремишься к знаниям, ты хочешь всё знать;
– На пути познания ты не разбрасываешься, ты очень внимателен и всегда стремишься понять то, с чем ты встречаешься в жизни;
– Ты очень любишь учиться, читать, любишь музыку, поэзию;
– Во время работы ты сосредоточен и хорошо запоминаешь всё, что для тебя необходимо;
– Твоя воля очень сильна, и, взявшись за какое-то дело, ты доводишь его до конца – или отбрасываешь без сожаления, если видишь, что ошибся в оценке этого дела;
– Тебя привлекает всё прекрасное и отталкивает уродливое, безобразное, разрушительное;
– Ты любишь своих родных, свой народ, его культуру и его истинную историю;
– Мир, в котором ты живёшь – это школа, и поэтому твоя жизнь – это непрерывное стремление к познанию его;
– Ты внутренне сильный, выбираешь для себя только то, что может умножить твои знания, и отвергаешь всё, что может привести к деградации и разрушению твоей целостности;
– Для тебя важным является не то, что люди считают модным, престижным, значимым, а то, что ведёт к более глубокому познанию мира;
– Ты постоянно стремишься понять истинную причину и цели всего, что происходит в мире;
– Для тебя очень важным является смысл твоей собственной жизни и её предназначение;
– Тебе нравится всё, что выражает собой беспредельность;
– Тебя совершенно не привлекают компьютерные игры и телевизионные фильмы. Ты знаешь, что они создаются для улавливания внимания человека и формирования из него удобного исполнителя воли тех, кто управляет людьми (народами, миром);
– Ты постоянно внимателен к тем состояниям, которые возникают внутри тебя, изучаешь их, чтобы понять их происхождение и цели. Ты знаешь, что человек рождается на Земле для того, чтобы познать мир, самого себя в нём и достичь совершенства.
Можно приводить и другие подобные положительные фразы-мыслеформы. Они запомнятся человеком в его малолетнем или даже внутриутробном периоде, а в более старшем возрасте откроют в его подсознании соответствующие им положительные очаги влияния на его личность. Очень важно то, что это положительное влияние будет являться той основой, на которой в дальнейшей своей жизни Человек сможет уже во многом самостоятельно формировать своё истинное мировоззрение.
Литература:
1. Зорин П.Г. Твой ребёнок – гений.– СПб.: Издательство «Санкт-Петербургский Центр эволюционных исследований сознания человека» (Внутренний путь), 2003.– 192 с.
2. Зорин П.Г. Практика на духовном пути, книга 25.– СПб.: Издательство «Санкт-Петербургский Центр эволюционных исследований сознания человека» (Внутренний путь), 2010.– 580 с.