С.Я. ВОДОВОЗОВА
Три лика свободы
Наконец-то СВОБОДА стала реальностью. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что она не всегда и не столь сладка, как представлялась прежде, и к тому же многолика.
* * *
Наиболее известен Лик Первый: «Свобода для …», свобода как осознанная необходимость. Из свойств, которыми Большой Энциклопедический Словарь характеризует понятие «свобода», больше всего соответствуют ему такие как «способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность в выборе санкционируемых нормами и ценностями данного общества целей или средств их достижения». [1]
Лик Первый считается с реальностью, но не столько потому, что реальность вполне устраивает его. Он руководствуется пониманием: если нет сил для противостояния, лучше пойти на компромисс, это значит: для достижения своих целей действовать по правилам, которые диктуют условия его бытия.
Стремясь действовать целесообразно, Лик Первый осуществляет только видимость свободы выбора, поскольку в отношениях с реальностью он занимает позицию активно лавирующего объекта. Он проявляет дипломатические способности, но при этом старается из существующего положения извлечь максимальную пользу только для себя. О положении других он, чаще всего, просто не задумывается. В самом лучшем случае – он им только сочувствует. Именно это обстоятельство способствует сохранению уже существующих противоречий, является источником возникновения новых, усиления их и перерастания в проблемы, которые оборачиваются и против того, кто способствовал их возникновению, сохранению и развитию.
«Свобода для …» – свобода, но усечённая. Не все её принимают. Не всем она даётся. А своих приверженцев она далеко не всегда приводит туда, куда они хотели бы.
Пример: при советской власти некоторые, понимая, что сделать карьеру и получить привилегии легче, будучи членом КПСС, вступали в её ряды исключительно по этим соображениям, в чём (после изменения государственного строя) признавались без тени смущения. Настоящего благополучия такие члены не создали ни себе, ни своей партии, ни так называемому советскому строю, ни новому обществу.
* * *
Лик Второй: «Свобода от …». Он хорошо известен как «Свобода от реальности». Из определений понятия «свобода от …» наиболее подходящими оказываются: своя воля, действия по-своему, без стесненья. Свободный – не занятый делом, слишком вольный. [2]
«Свобода от …» – свобода по принципу: «что хочу, то и …» – это вызов обществу и миру, всей среде обитания. Вызов (как проявление свободы волеизъявления), но этот вызов игнорирует объективно существующие законы и принципы благополучного бытия, не считается с подлинными ценностями… Такой вызов разрушает и личность, и окружающее пространство, создаёт губительные связи с миром, порождает хаос. Истинному благу даже самой бунтующей личности такой вызов служить не может.
«Свобода от …» – свобода авторитарных чиновников, недобросовестных служащих, безответственных членов семьи, неверных друзей, преступников (независимо от рода занятий, занимаемой должности и места пребывания), алкоголиков, наркоманов… Суть её в категорическом отказе от признания необходимости считаться с объективно существующим положением вещей и вытекающими из него последствиями.
Лик Второй в плену заблуждений, вредных привычек, прихотей и страстей, которые приобрёл бездумно, опустился до них, сроднился с ними и не понимает, что это – его настоящие беспощадные враги, сохраняет их ревностно, с усердием, достойным лучшего применения.
Лик Второй занимает противоречивую позицию активного, социально неадаптированного индивидуума, действует на деструктивном уровне. Последствия губительны для него самого и окружающих, для среды его обитания.
* * *
По отношению к реальности Первый и Второй Лики Свободы находятся как бы на противоположных точках отрезка прямой. Каждый из этих Ликов Свободы действует сознательно или по наитию, но не способствует устранению источника неблагополучия: противоречий между потребностями личности и общества, усиливает противоречия между ними, разъединяет. Как показывает история, победа одной стороны в таком противостоянии ухудшает положение другой, ведёт к обострению противоречия, перерастает в проблемы, которые, в свою очередь, порождают хаос, кризисы и катастрофы.
В обоих вариантах свобода видимая, потому что Первый Лик позволяет обстоятельствам сохранять власть над собой, а Второй своевольными действиями загоняет себя в ловушку, которую обстоятельства расставили для него.
* * *
В последнее время, с одной стороны, «историческое развитие общества в целом сопровождается расширением рамок свободы личности». [1] С другой – наука и опыт успешной деятельности человечества всё больше открывают секреты достижения истинного благополучия личности и человечества. В связи с этим оказался востребованным Третий Лик Свободы – «Свобода во имя …» – свобода как мудрое взаимодействие с реальностью для создания благополучия.
Позиция Лика Третьего основана на понимании, что свобода внутри нас и потому её ничто и никто не может дать, ограничить или отобрать. И только Личность сама может обеспечить себе наличие свободы и её степень. В первую очередь, от заблуждений и вредных привычек, личностных и общечеловеческих.
Жизнеспособность и успешность Третьего Лика Свободы обусловлена:
– высоким уровнем развития интеллекта, нравственности и воли;
– гармонизацией основных составляющих личности;
– истинным представлением человека о реальных возможностях действительности, её отдельных сторон и содержащихся в ней ценностях;
– привлекательностью и ценностью поставленной цели;
– желанием её достичь,
– эффективностью используемых средств,
– расширением законодательных и мировоззренческих рамок свободы личности.
Свобода Третьего Лика обеспечивается использованием без затруднений всех мыслительных действий, необходимых и достаточных для принятия решения, наилучшего для данной ситуации и на перспективу.
Привлекательность и ценность обусловлена тем, что он служит всем и всему только во благо.
У Третьего Лика Свободы есть сходство с Первым («Свобода для …»): оба внимательно относятся к реальности.
Принципиальное отличие Третьего Лика Свободы от Первого в том, что Первый признаёт власть обстоятельств и дипломатично ищет компромиссный вариант взаимодействия с ними, тогда как Третий стремится выявить позитивный потенциал действительности и использовать его.
Сходство Третьего Лика со Вторым («Свобода от …») – в способности бросить вызов тому, что не устраивает. Но Второй Лик действует слепо и незаметно для себя из бунтаря превращается в раба обстоятельств, тогда как Третий, руководствуясь законами и принципами благополучного бытия, проявляя конструктивные способности, создаёт условия, благоприятные для гармонизации и личности, и окружающей среды, а также взаимоотношений личности со средой (в самом широком смысле этого слова), в которых как бы сами собой устраняются и разрешаются уже существующие проблемы, а возникающие противоречия до масштабов проблем не дорастают. Это происходит за счёт своевременного использования позитивного потенциала компонентов моделируемой ситуации и нейтрализации негативного, объединения людей, интеграции их усилий.
Третий Лик Свободы ближе всего к идеалу, поскольку действия его направлены на исполнение желаемого, но осуществляются в рамках законов, принципов и правил созидания благополучного бытия.
* * *
Есть ещё множество интересных Ликов Свободы, но основных только три, остальные – лишь варианты их сочетаний.
Задача акмеологической технологии успешного самосовершенствования – помочь человеку научиться и приучиться предпочитать Третий Лик Свободы и подружиться с ним, поскольку только он является гарантом достижения истинного успеха.
Литература:
1. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. второе, переработанное и дополненное.– М.–СПб., 2001. С.1070.
2. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2007. С.731.