А.Г. ГУЩИН
Опыт литературных манифестов: использование слоганов
История литературы насчитывает сотни произведений, которые принято называть литературными манифестами. Как правило, это заявления писателей о характере и задачах своего творчества, а также литературы и искусства в целом. Коротко рассмотрим литературные направления, а затем покажем употребление литературных слоганов в некоторых из них.
Классицизм, возникший в конце XVII – начале XVIII вв. во Франции, был мощным литературным направлением, манифестом которого стал стихотворный трактат Буало «Поэтическое искусство».
Там говорилось, что поэзия должна служить разумным целям, идеям нравственного долга перед обществом, гражданского служения.
Каждый жанр должен иметь свою определённую направленность и соответствующую ей художественную форму. Поэтам и драматургам следует опираться на творческие достижения античной литературы. Особенно важным считалось тогда требование произведениям драматургии заключать в себе единство времени, места и действия. Программа русского классицизма была создана в конце 40-х годов XVIII века усилиями Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова и во многом повторяла теорию Буало. Неотъемлемое достоинство классицизма: он требовал высокой дисциплинированности творчества.
Романтизм возник на рубеже XVIII–XIX веков. Романтики рассматривали своё творчество как антитезу классицизму. Они выступали против всяких «правил», ограничивающих свободу творчества, вымысла, вдохновения. У них была своя нормативность творчества – эмоциональная. Авторы-романтики создали оригинальные литературные программы и этим оформили соответствующие литературные направления.
Со второй половины 20-х годов XIX века в литературах передовых европейских стран началось активное развитие реалистичного изображения жизни. Реализм – это верность воспроизведения социальных характеров персонажей в их внутренних закономерностях, созданных обстоятельствами социальной жизни той или иной страны и эпохи. Проявляя познавательную силу творческой мысли в критическом рассмотрении противоречий жизни, реалисты XIX века обнаруживали при этом слабость в понимании перспектив её развития. Идеалы их, как и классицистов и романтиков, были в той или иной мере исторически отвлечёнными. Начавший своё развитие в европейских литературах XIX века реализм, вытекающий из историзма мышления писателей, был реализмом критическим.
Символизм, футуризм, сюрреализм – вот три главных победивших направления XX века. Символизм научил нас видеть за пределом видимого. Футуризм раскрепостил ритм и музыку стиха, безгранично раздвинул горизонты видимого мира. Сюрреализм вывернул наизнанку душу и окончательно раскрепостил для творчества подсознание.
Литературные объединения выпускают манифесты, выражающие общие настроения той или иной группы. Манифесты появляются в момент образования литературной группы.
Расцвет манифестов, как литературного жанра, начинается с конца XIX – начала XX веков. Для предыдущих литературных направлений манифесты нехарактерны. Классицисты, романтики, реалисты, символисты сначала творили, а потом писали манифесты.
В наиболее композиционно организованной форме «литературный манифест» представляет законченное произведение, как бы систему теоретических положений. Манифест позволяет взглянуть на будущую деятельность группы, сразу определить, чем она выделяется. Как правило, манифест, обычно предвосхищающий деятельность литературной группы, оказывается беднее, чем литературное течение, которое он представляет, но в XX – начале XXI веков случалось и наоборот. В этом случае литературный манифест носил рекламный характер и некоторые теоретические положения, которые в нём содержались, выражались как лозунги (иногда политические) и слоганы.
Традиционно рекламный слоган понимают как короткую, легко запоминающуюся фразу, ёмко выражающую суть рекламного сообщения. Общеизвестно, что, благодаря афористичности, слоганы читают в 5 раз больше людей, чем сами рекламные тексты. В торговой рекламе слоган должен легко читаться, быть оригинальным, вызывать любопытство, содержать уникальное торговое предложение, сулить выгоду. Слоганы литературных манифестов легко читаются, отличаются оригинальностью, в сжатой форме выражают диалектическое единство теории творчества и стиля писателя. Например, символизм возник в 1893 г. в Санкт-Петербурге с появлением программной книги Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Почти одновременно в Москве В. Брюсов выпустил три сборника антологии «Русские символисты» (1894–1895), виднейшими писателями-символистами были К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Н. Минский, 3. Гиппиус, Вяч. Иванов, И. Анненский, Ю. Балтрушайтис, А. Блок и А. Белый. Появились символистские издательства – «Скорпион» с альманахом «Северные цветы», «Гриф», «Мусагет» и многочисленные журналы – «Северные записки», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно», «Труды и дни».
В работе Вяч. Иванова «Мысли о символизме» мы встречаем следующие слоганы:
«Живописать словом!» Если, поэт, я умею живописать словом (живописи подобна поэзия – «Ut pictura poesis», – говорила, за древним Симонидом, устами Горация, классическая поэтики), – живописать так, что воображение слушателя воспроизводит изображённое мною с отчётливою наглядностью виденного, и вещи, мною названные, представляются его душе осязательно-выпуклыми и жизненно-красочными, оттененными или осиянными, движущимися или застылыми, сообразно природе их зрительного явления.
«Петь с волшебной силой». Если, поэт, я умею петь с волшебной силой (ибо «мало того, чтобы стихи были прекрасными: пусть будут они ещё и сладостны, и своенравно влекут душу слушателя, куда ни захотят», – «non satis est pulchra esse poemata, dulcia sunto et quocumque volent animum auditorisagunto», – так говорила об этом нежном насилии устами Горация классическая поэтика), – если я умею петь столь сладкогласно и властно, что обаянная звуками душа идёт послушно вслед за моими флейтами, тоскует моими желаниями, печалится моею печалью, загорается моим восторгом, и согласным биением сердца ответствует слушатель всем содроганиям музыкальной волны, несущей певучую поэму.
«Символизм-магнетизм». Магнит притягивает только железо. Нормальное состояние молекул железа – намагниченность. И протяжённое магнитом намагничивается. Итак, нас, символистов, нет, – если нет слушателей-символистов. Ибо символизм – не творческое действие только, но и творческое взаимодействие, не только художественная объективация творческого субъекта, но и творческая субъективация художественного объекта.
«Символизм умер? – Конечно, умер!» «Символизм умер?» – спрашивают современники. «Конечно, умер!» – отвечают иные. Им лучше знать, умер ли для них символизм. Мы же, умершие, свидетельствуем, шепча на ухо пирующим на наших поминках, что смерти нет.
Футуризм возник так: 20 февраля 1909 года на первой странице французской газеты «Фигаро» был напечатан странный текст в виде платного объявления – «Обоснование и манифест футуризма», подписанный Филиппо Томазо Маринетти. Он писал: «Мы воспоём войну – единственную подлинную гигиену мира, воспоём милитаризм, патриотизм, разрушительный жест анархиста, прекрасные идеи, которые убивают, и презрение к женщине»; «Мы разрушим музеи, библиотеки и будем воевать против морали, против феминизма и всяческой утилитарной трусости».
Всё это лишь весьма отдалённо напоминает русский футуризм, к тому же разделившийся на три различные группировки:
1. Московские кубофутуристы, они же «будетляне», они же группа «Гилея» – последнее название предложил Б. Лившиц, нашедший это слово в «Истории» Геродота, где так названа местность в Скифии за устьем Днепра. Именно в этом месте на Украине находилось имение Чернянка, где отец трёх братьев Бурлюков работал управляющим. Группа «Гилея» была создана уже через год после манифеста Маринетти, в 1910 году. В неё входили Давид Бурлюков (организатор), В. Хлебников (главный теоретик), В. Маяковский, В. Каменский, А. Кручёных. Кубофутуристы «Гилеи» издали сборники «Пощёчина общественному вкусу» (1913), «Дохлая луна» (1913), «Молоко кобылиц» (1914), «Взял» (1915) и другие. По творческим установкам гилейцам были близки художественные группировки «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
2. Петербургская группа эгофутуристов во главе с Игорем Северяниным возникла позже московских кубофутуристов, в 1911 году. В её состав входили, помимо Северянина, Иван Игнатьев, Константин Олимпов (сын поэта К. Фофанова), Василиск Гнедов. Вскоре образовался и московский филиал эгофутуристов, по имени своего издательства получивший название «Мезонин поэзии». В него входили К. Большаков, а также В. Шершеневич и Р. Ивнев, после 1919 года перешедшие в литобъединение имажинистов. У петербургских футуристов было своё издательство – «Петербургский глашатай», но их сборники – «Орлы над пропастью», «Всегдай» и др. – имели несравненно меньший резонанс, чем сборники московских кубофутуристов из «Гилеи».
3. Московская группа «Центрифуга» возникла ещё позже, в 1913 году, при символистском кружке «Лирика», в состав которого входили С. Бобров, Н. Асеев и Б. Пастернак. К ним потом присоединились поэты-футуристы К. Большаков, В. Гнедов, Божидар (Б. Гордеев). Часть поэтов этой группы (Н. Асеев, Б. Пастернак) затем вошла в ЛЕФ.
В манифесте «Пощёчина общественному вкусу» находим слоганы:
Только мы – лицо нашего времени.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин – непонятнее иероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Слово – новшество (Поэт имеет право на увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами).
К сожалению, объём статьи не позволяет рассмотреть слоганы современных литературных манифестов, их внутреннюю связь с политическими и литературными лозунгами, но при всём внешнем различии торгового и литературного слогана мы отмечаем их внутреннее тождество, которое вызвано рекламными задачами создателей современных литературных групп, выраженными при помощи литературных манифестов.
Литература:
1. Библейская энциклопедия.– М., 1990.
2. Бирюков С. Авангард. Сумма технологий // Вопросы литературы.– 1996.– № 5.
3. Вайман С.Т. Культ материнства как творческий принцип. Поэтика «особого слова» // Литературное обозрение.– 1997.– № 2.
4. Воронов В.И. Русская литература ХХ века (20-е годы). Методическая разработка.– М., 1994.
5. Воздвиженский В. Литература 1917-1921 гг. Опыт описания // Литературное обозрение.– 1996.– № 5-6.
6. Генис А. Серапионы: Опыт модернизации русской прозы // Звезда.– 1996.– № 12.
7. Давыдов Ю. Блок и Маяковский: некоторые социально-эстетические аспекты проблемы «Искусства и революции» // Вопросы эстетики. № 9.– М., 1970.
8. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда.– СПб., 1995.
9. Келдыш В. Русский реализм начала ХХ века.– М., 1975.
10. Страда В. Светская литература и русский литературный процесс ХХ в. // Вестник МГУ. Сер. 9.– 1995.– № 3.
11. Струве Г.П. Журналы русского зарубежья // Русская литература.– 1991.– № 1.
12. Федоров Ф.П. Заметки о литературном процессе в России ХХ в. // Читатель и всесоюзный литературный процесс.– Грозный, 1989.
13. Шкловский В. О квартире «ЛЕФа» // Шкловский В. Жили-были.– М., 1967.
14. Янгиров Р.М. Маргинальные темы в творческой практике ЛЕФа // Тыняновский сборник.– Москва-Рига, 1994.