Д.П. РАДЕС
Молодёжь – чтение – успех (педагогические аспекты)
Оговорюсь сразу, что речь пойдёт о чтении книг, а не гламурного глянца, комиксов, интернет-сайтов. Тема представляется актуальной, так как в настоящее время вызывает беспокойство, что книга «сдаёт позиции» в нашем ещё недавно «самом читающем обществе». Хотя и раньше, на мой взгляд, не всё было благополучно, но теперь мы уже на государственном уровне обеспокоенно говорим о втором нечитающем поколении. Ситуация такова, что в обществе всерьёз задают вопрос: а так ли уж важна в наш компьютерно-телевизионный век книга, может быть, это анахронизм, и человек обойдётся без книг? Следовательно, нужно оценить роль книги и определить, какие меры могут помочь внедрить книгу в жизнь человека, сделать её необходимой.
Эволюция личности, её души и Духа является земным отражением Божественной тайны, в которой сокрыты истоки и цели жизни человечества. Каждый человек в той или иной мере философ, так уж мы устроены. Мы трудимся, сопоставляем, анализируем, делаем выводы, формируем цели. Но кроме научной стороны вопроса развития личности, существует постоянная прямая и обратная связь человека с триединым Богом, через которую осуществляется водительство. Слово Бога, услышанное человеком, во все времена формировало «литературный» процесс. Формы этого процесса разнообразны: это и устное творчество, и кодированная информация, представленная сейчас в виде книг. Так называемая классическая художественная литература содержит слово во всей полноте его. Богатство мысли и чувства, заложенное в ней, неразрывно связано с лучшими свойствами человека.
Таким образом, книга может содержать слово Божие, обращённое к нам, являя единство Духа и Души. С другой стороны, она может быть и легковесным чтивом, буквально наркотиком. В неустойчивых душах подростков чтение бульварной литературы пробуждает низменные инстинкты. Дело в том, что книга – это в значительной мере мировоззрение и чувства автора, ход его мыслей, выраженные в той или иной художественно-литературной форме. Она содержит понимание и непонимание законов мироздания, обнародование проблем. Отсюда ясно, что книга – это не свод истин, как нередко сейчас представляется, а информация к размышлению.
Следовательно, нет, и не может быть, идеальной книги для всех времён и всех народов. И даже Библия не является исключением, ею нужно бережно и любовно пользоваться, пробуждая в себе мысль и чувство, но только не действие, так как оно должно идти за полноценным личным анализом.
Культура чтения в настоящее время стала одной из серьёзных общественных проблем.
Чтение только тогда является плодотворным, когда у читателя возникают образы, соответствующие написанному. Мы мыслим образами, вызывающими чувства, интеллектуальный и душевный подъём, столь необходимые в любой сфере жизни человека. Книга, развивая образное мышление, формирует творческую личность. Ранее я приводила неутешительные результаты статистических исследований уровня интеллекта учащихся в телевизионную эпоху по сравнению с исследованиями до неё. Телевизор в отличие от книги визуально являет действительность. Наши глаза прямо передают в мозг увиденное и почти не будят воображение. Тогда как книга не может быть полноценно прочитана без воображаемых картин, образов, мыслей.
Таким образом, книга формирует образное мышление, а оно создаёт творческую личность. Значит, роль книги в жизни человека, в его развитии бесценна и уникальна, и замены ей нет. Хотелось бы, чтобы периодическая печать, радио, телевидение не только рекламировали книги и дискутировали об их содержании, но ввели ежедневные литературные страницы, чтение книг.
В идеале над каждым предложением книги нужно задумываться, а уж над абзацем – точно.
Национальная литература – неоценимый помощник в жизни любого народа. Именно с ней дети должны знакомиться прежде всего. Зарубежная литература должна накладываться на прочное основание отечественной литературы.
В современном мире велика «забота» о человеке как о слабой, неразумной овце. «Сильные» мира сего боятся понимающего, думающего гражданина, изо всех сил хлопочут о том, чтобы человек имел «правильное» мировоззрение, не развивался, не читал книг, которые заставляют задавать себе вопросы. Нелюбовь к книге – залог потребительского отношения к жизни, залог нездоровья нации. Народ, не задающий себе вопросов, слеп и легко управляем. Нужно перестать воспринимать печатное слово как руководство к действию, перестать бояться «крамольных» книг.
Вышесказанное позволяет заключить, что уничтожение любых книг есть преступление против человека, против страны. Враги всегда уничтожают книгу, а с ней историю народа, как была уничтожена тысячу лет назад наша литература, писаная глаголицей. При расколе Церкви в XVII веке – снова уничтожение книг на Руси, теперь «еретических». А Петровское время практически уничтожило национальное через официальное небрежение ко всему русскому, и как следствие – многослойная культурная наработка пятисот лет опять была почти уничтожена.
Двадцатый век довершил уничтожение культуры народа – запрещена любая религия, и если бы не огромность страны и не большое количество книг (спасибо печатному станку!), то мы бы опять остались, как и в XI веке, без единого листочка, свидетельствующего о дореволюционном прошлом страны. Мол, тогда было так плохо, что и писать не умели. Кстати, примерно в такой форме образ мрачного царизма и навязывался советским людям, начиная с ясельного возраста. Как видим, через десять веков ситуация удивительно повторилась. Видно, и тогда, в X веке, были свои Надежды Константиновны, отвечающие за физическое уничтожение книг.
Сейчас гибнет одна из древнейших культур на Земле – русская культура. Наша страна не является «молодой Россией», а имеет глубочайшие исторические корни, пусть и пусты пока «книг велесовых полки». Книги XVII века и более ранние редки и уникальны. Отсутствие древних русских книг лишает нас истории, позволяет нашим недругам легко её фальсифицировать, объявлять нашу страну «молодой Россией». Земля наша переполнена историей, археология вопиет о ней. Но историческая правда закапывается или интерпретируется фантастически антирусским образом. Ложная, оскорбительная и губительная, обесценивающая историю концепция молодости нашей культуры должна быть отринута. Понимание, любовь к своей культуре являются основой национального спасения. Трагедия России в том, что мы утратили корни.
И в настоящее время наступление на русскую книгу продолжается. Библиотеки поставлены в положение, когда вместо хранилищ книг, то есть национальных сокровищниц, они вынуждены уничтожать книги. Даже благополучным сельским библиотекам, имеющим фонды в 15–20 тысяч книг на тысячу населения, и помещения, и даже резервы, приказано довести уровень обеспеченности до 5–6 книг на человека, то есть сократить фонд в три и более раза. При этом нужно сохранить только книги, активно востребованные. На этом пути будут уничтожены все высокохудожественные книги, словари, справочная литература, книги, ещё ждущие своих читателей. Останутся небольшие полочки с литературой ширпотреба: «о любви и криминале». После такого погрома стране будет трудно возродить библиотеки, но легко закрыть. А в городах огромной, просторной, богатой страны «не хватает» места для развития библиотечных фондов, и «погромы» книг стали текущей, отчётной работой. А что же будут читать через 100–200 лет о нас и более ранних временах, если не будет книг каждого периода и не будут наших свидетельств? Измышления новых, как правило, тенденциозных, ангажированных историков и литераторов о нас и наших предках? Когда-то и мы станем для наших потомков XVII и даже X веком.
Мне кажется, что кампания наведения порядка в фондах служит идеологическим потребностям дня: библиотеки чистят от «партийной» литературы XX века. Так, в библиотеках Великого Новгорода нет уже «Бури» Ильи Эренбурга, я уж не говорю о Марксе и Ленине. Но помилуйте, если мы уничтожим классику марксизма, то на очередном идейном «безрыбье» наши потомки снова наступят на те же грабли «равенства и братства».
Книга является прекрасным противоядием от необдуманных действий. Есть книги, пропитанные божественным светом и добром, в других есть «ржавчина» нашей жизни или несовершенства души автора. Но ржавчина саморазоблачительна, если читатель разумен и обладает жизненным опытом, то есть взрослый. А ребёнка нужно учить читать с детства. Необходимо закладывать уважение к чужой мысли, чуждому мировоззрению и самостоятельность, опирающуюся на чувство человеческого достоинства. Скептик скажет: да вспомните, какое время на дворе, какие люди! Всегда помню, но верю в человека, в его родство с Творцом. Уверена, что изменение угла зрения на книгу может многое изменить в обществе.
Есть страна и народ, где книга являлась и является самой большой ценностью – это Армения. Она служит примером того, что можно и традиции хранить, и одновременно проводить актуальные изменения в обществе. Христианство армяне приняли легко, без сопротивления, в первые века от Р. Х., то есть новая вера была близка им. Хочу отметить миролюбивый характер армянского народа. За шесть тысяч лет хорошо просматриваемой истории этого народа только один год просуществовала армянская империя от Средиземного моря до Индии, Создатель её царь Тимур не проявил никакого интереса к рабовладению, и покорённые народы быстро забыли, что были завоёваны. С другой стороны, армяне при защите своей земли в открытом бою всегда выходили победителями. Когда наступал враг, армяне спасали не то, что обычно спасают в момент опасности, а книгу. Тому много свидетельств. Поэтому в Ереване и сохранены в горной пещере древние книги, которым тысячи лет. Сейчас это музей, крупный исследовательский центр.
Армянский народ издревле ценил роль книги. Книга в армянской культуре служит мостом между прошлым и настоящим, помогает сохранять традиции. В начале 1950-х годов в подвале одной из церквей в пригороде Еревана, используемой в советское время утилитарно, нашли шестнадцатикилограммовую половину средневековой книги. Передали в музей-хранилище и стали искать вторую. Через десять лет нашлась и недостающая половина в храме небольшого села в горах. Помог случай: после сообщения в газете о первой находке, в редакцию позвонила немолодая женщина и рассказала, что в 1914 году, в страшный день истребления турками миллиона армян в Араратской долине, они с соседкой, спасаясь бегством, разорвали огромный фолиант пополам и двинулись с детьми в горы. Даже двухлетние дети шли пешком, за спиной были только младенцы. В сумятице отступления женщины потеряли друг друга, но каждая донесла тяжёлый груз до храмов в горах. В них беженцы и скрывались первое время.
Значит, не христианство виновато в том, что другие народы потеряли большую часть наследия. Просто армяне не стремились быть «святее папы Римского» и не отметали прошлого, приживляя новую религию. Она стала органическим продолжением религии предков.
У нас же, к сожалению, книгу часто рассматривают или как инструкцию, или как развлечение, нечто несерьёзное. Ладно бы, так считали люди, далёкие от литературы, но сейчас из-под пера некоторых священников идёт осуждение чтения художественной литературы, оно, мол, не даёт даров духа. Берусь доказать, что через литературу и искусство, и любой труд, если он созидателен, а не разрушителен, мы ведём диалог с Богом, славим его и словом, и делом, несём в жизнь гармонию, свет, красоту. Формы духовного стяжания для человека разнообразны, и не только каноническая молитва ведёт к Богу. Молитва абсолютна для монахов, профессионалов-молитвенников. Это их служение, их труд, а у мирян другие формы труда во славу Божию, другое послушание.
Опасно для народа становиться бездумными овцами в чьих бы то ни было руководящих руках. Известно: как думаем, так и живём. Уже в подростковом возрасте человек должен понять, что книга великолепный помощник жизни. Детям необходимо подсказать, что к любой книге, а особенно, с автором которой ты не согласен, нужно относиться со вниманием, без высокомерной оценки: «ерунда». Такая книга нередко может дать больше для развития человека, чем та, где автор имеет «правильные» взгляды, т. е. совпадающие с нашими, сегодняшними. Горько слышать, когда человек после прочтения стихов оценивает их по принципу: «Это мне близко». Поэзия, Слово Божие существует не для того, чтобы совпадать с нами, а для расширения сознания и чувств человека, для его совершенствования. Над стихом, тем более «чуждым», читатель должен особенно серьёзно задуматься.
Ребёнку нужно показать, что в книгах нет истины в последней инстанции, что при чтении нужно всегда быть «настороже»: анализировать, сопоставлять прочитанное со своими мыслями. Не спешить с выводами. Иногда непосильную информацию нужно отложить, может быть, на годы – в качестве нерешённого тобой вопроса. Очевидно, что не может быть идеальной книги для всех времён и всех народов. Библия не является исключением, ею нужно бережно и любовно пользоваться, пробуждая в себе мысль и чувство, но не действие, так как оно должно идти за полноценным личным анализом.
Правильное чтение – это наиболее простой способ научиться ставить вопросы и отвечать на них, залог формирования творческой личности. Культура чтения должна последовательно прививаться в школе. Вдумчивое чтение интересных ребёнку книг поможет ему научиться мыслить. А такое, как сейчас, «диагональное» чтение в больших объёмах – потеря физического и психического здоровья детей. Это одна из причин, почему наши дети из поколения в поколение не любят «классику». Замученная перегрузками, но всё равно рвущаяся к знаниям и культуре, 16-летняя отличница сказала: «Вот окончу школу, и не будет внеклассного чтения в огромных размерах, да ещё из-под палки, и я буду на каникулах в институте читать свободно. Я хочу не кусочки читать, а собрания сочинений автора. Скорей бы!» Ясно, что не всё хорошо в нашем учебном королевстве, если самые сильные и ответственные дети стонут. Замечательная строчка: «Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться» – как правило, не работает. Какое тут веселье, когда от перегрузок мутится сознание. На уроках литературы преподаватель должен научить читать правильно, а не гнать детей, заменяя качество количеством.
Подбор книг для вхождения в чтение детей разного возраста – серьёзная педагогическая задача. Только для думающего взрослого, устойчивого человека нет вредных книг, каждая – мнение автора о жизни, и тут уж наша проблема – принять это мнение полностью, частично или не принять вовсе. И никто не вправе решать за взрослого человека, какие книги ему вредны, а какие исключительно полезны. А детям необходима помощь в выборе, чтобы, повзрослев, они не пополнили собой легко управляемую бездумную «толпу».
Если с малых лет переориентировать человека от потребительского отношения к книге на критическое, вдумчивое, научить человека общаться с книгой, думать над ней, а не действовать по ней, то отпадёт вопрос с многовековой историей о хорошей и плохой книге, обществу не нужно будет вести борьбу с «опасной» книгой, тогда как опасно скорее её отсутствие.
Мы должны научиться читать и при этом думать, опираясь на нравственный стержень внутри себя. Сегодня можно услышать, что «мы то, что мы едим». Хочется дополнить: «мы то, что мы читаем и как читаем». Вдумчивое чтение – это труд, и он даёт положительные плоды: расширяет сознание человека, стимулирует воображение, повышает творческий потенциал человека. Но чтение «запоем» «лёгкой» литературы (детективов, любовных романов) равносильно приёму наркотика, в лучшем случае перееданию. В неустойчивых душах подростков такое чтение пробуждает низменные инстинкты.
Если дети мало читают, это опасно для интеллекта и творческого потенциала страны, а государственная власть России практически с этим смирилась.
Современный ребёнок не любит книгу не только оттого, что он любит телевизор. Но и от бессистемности, клочковатости преподавания в школе, что не формирует в ребёнке нужных для читателя свойств, разрушает его как личность, и «клиповое» сознание становится типичным.
Программы классного и внеклассного чтения не соответствуют возрастным возможностям детей, устремлениям их души, в них царит полный хаос, добавим к этому крен в сторону переводной зарубежной литературы, происходящий явно не без умысла.
Родители начинают читать книги уже годовалым детям. И выясняется, что один ребёнок внимательно и с радостью слушает Баратынского, другой – Маршака, а третий никак не реагирует на стихи, рвётся попрыгать на коленях, в лучшем случае – послушать музыку. Думаю, что немало сил нужно приложить будет семье и школе, чтобы сформировать в ребёнке любовь к книге. Люди не равны по своим возможностям, и перед обществом стоит вопрос: какого уровня программы выбрать для средней школы. Сегодня они «средние», и перед педагогом ставится нелёгкая задача поднять до среднего уровня отстающих. Очевидно, что опускать программу ниже среднего уровня нельзя, и поднимать выше – опасно для здоровья всех детей сразу. Для большинства программа будет не по силам, а ранняя раскрутка одарённых в предмете детей, включение их в творческую работу тоже таит опасность. Эти дети начинают трудиться днём и ночью, оставляют в забвении другие школьные предметы. Детский организм не выдерживает таких нагрузок. Вспомним хотя бы Нику Турбину или Надю Рушеву. Страна, повосхищавшись, потеряла их. А при разумном воспитании какие плоды дали бы эти люди во взрослой жизни!
Каким же требованиям должна удовлетворять программа по литературе в средней школе?
1. Программа должна быть почти единой, примерно на 90%, для школ всей страны. Оставшиеся 10% разумно отдать произведениям региональных авторов, современных и ушедших. Из них две трети состава утверждаются на областном уровне, а оставшаяся треть региональных литераторов, то есть 3% от всей программы, – на выбор педагога.
2. Русская литература в этой программе должна быть базовой (на 90%). Светоносный А.С. Пушкин должен проходить красной нитью через весь процесс обучения, от детского сада до окончания школы. Переводная зарубежная литература должна быть представлена лучшими образцами.
3. Литературные произведения в составе программы должно отличать высокое качество. Книги должны дарить детям радость, рождать любовь к жизни и к миру, к людям, формировать мужество при столкновении с проблемами.
4. Программа по литературе должна находиться во взаимодействии с программами по истории и географии, где-то сознательно опережая их или же отставая от них.
5. После окончания школы ученик не должен обязательно стать литературоведом-аналитиком, но должен знать основные направления литературы, её жанры. Нужно показать ребёнку всё многообразие литературных жанров, включая сказки, фантастику, исторические романы, мемуары, рассказы о путешествиях по миру, знакомящие с жизнью народов, как нашей страны, так и других стран…
6. Представляется, что разумно держать примерное соотношение прозы и поэзии в старших классах школы 5:1.
В первом классе стихи должны составлять примерно половину объёма. По мере взросления детей объём прозы должен расти.
Считаю ошибочным мнение, что выучивание стихов наизусть рождает любовь к поэзии. Скорее наоборот: значимые стихи, обладающие, как правило, несколькими слоями смыслов и значений, выученные наизусть в младенчестве, при несовершенном ещё их восприятии ребёнком, потом автоматически исключаются взрослым читателем из поэтики его восприятия при повторном прочтении. Я люблю стихи – и поэтому не стремлюсь их заучивать наизусть, чтобы, снова открывая книгу поэта, читать его стихи как в первый раз, открывая в них новое, ранее незамеченное. И об этом нужно предупредить ребёнка, объяснить ему этот замечательный феномен. Если скажут, что заучивание стихов развивает память, отвечу, что в школе есть возможность потренировать память и в других областях: нужно знать наизусть таблицу умножения, названия стран и городов, имена исторических деятелей, писателей, политиков, множество дат… И так до бесконечности. Следовательно, заучивать наизусть все стихи программы не только не обязательно, но и вредно для стихов. Рекомендовать к заучиванию можно простые, понятные детям стихи.
7. Ученик к окончанию школы должен о многом слышать, его нужно заинтересовать, чтобы уже во взрослой жизни он находил время для чтения произведений в их полном объёме. Сложные произведения нужно показывать фрагментарно, с исчерпывающими комментариями. С большими по объёму произведениями следует знакомить через реально обозримые фрагменты. Это освободит всех от лжи, когда на вопрос преподавателя прочёл ли «Войну и мир» или «Братьев Карамазовых» ученик во спасение своё отвечает «да», а учитель делает вид, что верит. На лжи любовь к литературе не взрастёт. Опыт показывает, что всё наоборот. Взрослые после опыта общения с классикой в школе не читают её в дальнейшем, то есть не любят.
8. В силу важности предмета часы по литературе в школе должны быть восстановлены в объёме программы Ушинского, по которой школа работала до 1968 года.
9. Произведения каждого класса должны соответствовать возрасту ребёнка, его интеллектуальным и духовным возможностям. Для учеников пятого класса, им по 10–11 лет, «Дубровский» Пушкина, который в программе уже десятки лет, недоступен. С этого начинается нелюбовь.
Процесс вхождения человека в литературу должен быть постепенным, неспешным на начальном этапе, так как освоение любого знания, любого навыка идёт по экспоненциальному закону.
Давайте оценим, каков должен быть объём внеклассного чтения в старших классах школы, исходя из того, что в сутках 24 часа, и подросток не может без ущерба для здоровья читать более трёх часов ежедневно при средней скорости 20 страниц в час вдумчивого чтения. Реально таких дней в году может быть около 200. Таким образом, в программу 9–11 классов можно включить объём около 12000 страниц в год.
Первоклассникам будет достаточно, если они одолеют в год двести страниц кроме букваря. Но программа второго класса вместе с летним чтением после первого класса может составить уже 1000 страниц, в третьем – 2000, в пятом – 3000, в шестом – 4000, в седьмом – 6000, в восьмом – 9000 страниц.
Заключение
Художественная литература содержит слово во всей полноте его. Богатство мысли, заключённое в ней, неразрывно связано с лучшими чувствами человека, то есть представляет собой единство, братство Духа и Души.
В современной жизни книга, будучи её важнейшим элементом, не играет той роли, которая отвечала бы её возможностям: мы недооцениваем книгу, даже варварски уничтожаем её. Такая практика должна быть прекращена.
Чтение только тогда является плодотворным, когда в голове читателя возникают образы, соответствующие написанному. Мы мыслим образами, и образы вызывают чувства, вызывают интеллектуальный и душевный подъём, столь необходимый в любой сфере жизни человека. Вдумчивое чтение способствует развитию творческого потенциала личности, её духовному росту.
То, что наши дети мало читают, опасно для интеллекта и творческого потенциала страны. СМИ могут и должны ввести в программы ежедневные литературные страницы, чтение книг.
Через школу и СМИ нужно изменить существующее отношение к книге. Книга – это не свод истин, как нередко сейчас представляется, а информация к размышлению. Книга является прекрасным противоядием необдуманным действиям. Книга учит задавать вопросы и мыслить.
Сегодняшняя школьная программа по литературе не соответствует реальным возможностям детей и особенностям каждого возраста. Необходимо разработать такую программу, чтобы выпускник школы был достаточно осведомлён в области русской литературы и, главное, любил её. Выпускник школы должен приобрести вкус к хорошей литературе. «Запойное» чтение «лёгкой» литературы (детективов, любовных романов) равносильно приёму наркотика, в лучшем случае перееданию. В неустойчивых душах подростков такое чтение пробуждает низменные инстинкты.
Программа должна развивать светлые стороны души ребёнка, жизнестойкость, веру в победу светлого начала в жизни, мужество при столкновении с проблемами.
Постепенно, с детства, человека нужно учить читать. Правильное чтение – это наиболее простой способ научиться ставить вопросы и отвечать на них, залог формирования творческой личности. Вдумчивое чтение интересных ребёнку книг поможет ему научиться мыслить.
Необходимо с помощью книги закладывать в подростке уважение к чужой мысли, чуждому мировоззрению и самостоятельность, опирающуюся на чувство человеческого достоинства.
В связи с возникновением новых видов систем отображения и хранения информации можно слышать, что значение книги в современном обществе снизилось, вплоть до утверждений, что книга не имеет будущего. Надеюсь, что мне удалось показать, что такие поверхностные суждения небезопасны, гибельны для общества и страны, так как без книги человек теряет творческий потенциал, и замены книге нет.
Назрела необходимость изменить угол зрения на книгу. Она должна занять положение, соответствующее её роли. И книга может более эффективно и положительно влиять на читателя и многое изменить в нашем обществе. Как думаем, так и живём.