С.В. КАРПОВ
Александр Невский
Издавна многие правители Русской земли были окружены ореолом святости и мученичества. Со времён принятия Русью православной веры многие её князья, один за другим, становились небесными заступниками за веру, народ и землю, несмотря на старания некоторых иных деятелей на ниве заигрывания с латинским Западом и встраивания Руси в Европейскую систему ценностей, чужеродную для России. Санкт-Петербург, как самый европейский город империи, не мог пройти мимо клерикальной дилеммы.
Одним из небесных покровителей Санкт-Петербурга является «страдалец за Землю Русскую», князь Александр Невский. В 1710 году на предполагаемом месте Невской битвы, по повелению Петра I, был основан Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. В мае 1723 года царским указом мощи Александра Невского перенесены были из Владимира в Санкт-Петербург. 30 августа 1724 года, в третью годовщину Ништадтского мира между Россией и Швецией, государь Петр Алексеевич с воинскими и морскими чинами лично внёс мощи князя-воина в освящённый в тот же день храм святого Александра Невского. Таким образом, царь-император, найдя в князе Александре необходимый историко-религиозный пример, кроме прочего, почитаемый народом и церковью, в поддержке которых он нуждался при проведении реформ и возведении новой столицы, попытался совместить историю с современными ему реалиями. Кроме того, как было замечено А.В. Карташёвым, Александр нужен был Петру для соединения воедино небесного (старого церковного поклонения) и земного (притянутого Петром к современным ему реалиям).
В этот день герой Невской битвы и Ледового побоища стал небесным заступником и покровителем города на Неве, превратившись из местного Владимирского благоверного святого в «молитвенного предстателя за Невскую страну». Почитая в святом князе в первую очередь покровителя воинских сил новой России и дипломата – объединителя земель, Петр I в 1724 году специальным указом запретил изображать Александра Невского в монашеском одеянии, разрешив писать только воинский и княжеский облик. Продолжая традиции Петра, Елизавета Петровна учредила ежегодный крестный ход 30 августа всего столичного духовенства из кафедрального собора в Александро-Невскую лавру, где для святых мощей покровителя северной столицы и русского воинства была создана уникальная серебряная рака, украшенная чеканными барельефами. К 1917 году в Петербурге и пригородах насчитывалось более 60 храмов, освящённых во имя св. благоверного князя Александра Невского. (В течение XVIII–XIX вв. только в Петербурге в его честь было освящено 58 престолов в церквах и 9 часовен.)
|
Александр Ярославич Невский (30 мая 1220 г. – 14 ноября 1263 г.) – второй сын великого князя Ярослава Всеволодовича Второго и его третьей жены – рязанской княжны Ростиславы Игоревны (в крещении – Феодосии, по кончине – праведной Вассы). Внук Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо. Его кровными предками были Владимир Мономах и Юрий Долгорукий. Дед московского князя Ивана Калиты. Побратим сына хана Батыя Сартака, племянник святого благоверного князя Юрия Всеволодовича.
Александр оставил яркий след в русской истории как незаурядный полководец, дипломат, государственный деятель. Его отец, князь Ярослав Всеволодович, отстаивая интересы Руси, в 1210–1234 гг. участвовал в походах на половцев, на Рязань, Чернигов, Емьскую землю, Колывань и Юрьев, в Чудскую землю, Литву. Семь лет он княжил в Переяславле, четырежды ему предоставляли княжение в Новгороде и единожды – в Киеве. Пребывание его на Владимирском столе, судя по всему, сочли опасным, и в 1246 г. на обратном пути из Монголии князь умер, скорее всего, отравленный медленно действующим ядом. Как говорится в летописях, Ярослав Всеволодович «преставися во Орде нужною смертию».
Исторической задачей Александра была защита границы Руси от нападений латинского Запада, укрепление веры и единства внутри. Спасение православной веры и стало фундаментом политической системы Александра. Православие для него было – «столп и утверждение истины». Раз основа была неколебимая и прочная – Александр уже не боялся искать любых союзников, чтобы эту основу утвердить. Кроме того, пришедшая из Византии вместе с верой и литературой идея единовластного правителя, наложившаяся на знание татарского государственного устройства, не могла не сказаться на дальнейшем пути князя.
|
Монгольское иго несло рабство телу, но не душе. Латиняне же грозили исказить душу и веру. Европейская, латинская вера, как воинствующая религиозная система, стремилась подчинить себе весь мир и по своему образцу переделать веру народов. Монголы же несли культурно-политический строй, но не религиозную систему, законы гражданско-политические, например Чингисову ясу, но не религиозно-церковные.
Мы привыкли считать тождественными понятия татарин и мусульманин, однако необходимо отметить, что первоначальная монгольская волна мусульманской не была. Лишь через сорок лет после битвы на Калке хан Золотой Орды Берке принял религию пророка Мухаммеда. Тем не менее, это не помешало ему разрешить открытие в Сарае Сарской и Аодонской православной епархии. Кроме того, сам Берке был лишь местною властью. Он подчинялся Великим Ханам Монгольским (своим двоюродным братьям): Менке, а после его смерти – Кубилаю, государственную мудрость и терпимость которого отмечали многие европейцы того времени.
Основным принципом державы Великих Моголов была именно веротерпимость, или можно даже сказать – покровительство всем религиям. Оскорбление любой веры и религии наказывалось вплоть до смертной казни, и русская православная вера не была исключением. Не стоит забывать, что в русских церквях, не имевших религиозных проблем с Ордой, молились за «вольного царя», именуя этим титулом Ордынского правителя. Первые монгольские армии, создавшие своими походами монгольскую империю, состояли преимущественно из буддистов и христиан. Как раз во времена Александра монгольские армии нанесли страшный удар по мусульманству, в 1258 г. взяв Багдад. Не нужно также забывать, что после развала государства Великих Моголов, одна из наиболее значимых частей его – Китай на долгие века осталась оплотом Азиатской цивилизации. В России же навсегда вошли в обиход многие термины татарского происхождения, либо привнесённые ими в обиход: казна, таможня, кабала, кабак. Даже слово «деньги» и обозначения «копейка» и «алтын», так же как и совершеннейшая на тот период времени налоговая система, пришли на Русь именно через Орду.
Именно отсюда брали исток отношения ко всяким иным религиозно-церковным организациям, составлявшие характерную черту монгольской политики и удержавшиеся потом в значительной степени даже в мусульманской Золотой Орде. Православная церковь на Руси сохранила полную свободу своей веры и получала полную поддержку от ханской власти, что и было утверждено особыми ярлыками (жалованными грамотами) ханов. Митрополит, равно как и князья, имел к хану прямой и, в общем, неограниченный доступ, а церковь была освобождена ото всех даней и поборов. С этой стороны Александру Невскому не только не нужно было опасаться Орды, но он мог рассчитывать на её всемерную помощь. Поэтому и подчинение Александра монголам было хотя и вынужденным, но не кабальным. Александр видел в монголах дружественную в культурном отношении силу, которая могла помочь ему утвердить русскую культурную самобытность и сохранить её от латинского Запада. Опять же, верховная ханская власть, хотя бы внешне, объединяла ссорящиеся между собой и мельчающие удельные княжества, а единство и монолитность государственного устройства – именно то, к чему стремился Александр.
|
Ему сразу же пришлось столкнуться с обеими сторонами внешнеполитической проблемы своего княжения. В своих посланиях папы называют русских нарушителями католической веры, повелевают отнюдь не слагать оружия до полной победы, требуют принуждать русских к принятию католичества и, наконец, объявляют всю Русскую землю на вечные времена собственностью, грозно предписывая рыцарям искоренять «проклятый греческий закон и присоединять Русь к римской церкви».
Усерднейшими исполнителями этих предписаний стали монахи-воины, давшие обет распространять католичество силой своих мечей. Первое такое военно-монашеское общество было основано в Прибалтике епископом Альбертом и названо Орденом меченосцев, или «братьев Христова воинства». Папа Иннокентий III благословил это предприятие, и с той поры между непрошеными пришельцами и коренными обитателями края разгорелась беспощадная кровавая борьба, длившаяся более трех десятилетий, пока, наконец, в 1236 г. войска Ордена не были окончательно разгромлены.
Остатки меченосцев соединились в следующем году с прибалтийским отделением Тевтонского ордена, образовав новый, Ливонский орден, продолживший попытки завоевать русские земли.
|
Обстоятельства, в которых пришлось княжить Александру, требовали незаурядных способностей и качеств, по слову Писания: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). В 1225 году, пройдя «княжеский постриг», совершённый в Спасо-Преображенском соборе Переяславля святителем Симоном, епископом Суздальским, одним из составителей Киево-Печерского Патерика, с 1228 года вместе со старшим братом Фёдором были «ставлен» отцом в Новгороде, но по случаю волнений, проправив около года, княжичи были вынуждены уйти обратно к отцу. В 1230 году великому князю Ярославу удалось снова усадить на Новгород Фёдора и Александра. Вместе они княжили недолго. Спустя три года, в пятнадцатилетнем возрасте, Фёдор умер, а через год, в 1234 году состоялся первый поход Александра на ливонских немцев, пока ещё – под отцовским стягом.
С отъезда в 1236 г. Ярослава Всеволодовича на княжение в Киев начинается самостоятельность Александра. При этом приезжавший к молодому князю Магистр Ливонского ордена Вильвен, отзывался о нём: «Видел я много стран, знаю людей и государей, но должен отдать преимущественную честь Александру».
9 декабря 1237 г. папа повелел Упсальскому архиепископу возвестить крестовый поход против русских «схизматиков» и язычников-финнов. Именем Всевышнего Григорий IX обещал прощение грехов всем его участникам, а падшим в бою – вечное блаженство.
В 1240 году немцы напали на Псковскую область, а шведы, побуждаемые папой, двинулись на Новгород под предводительством королевского зятя «Короля римской веры из Полуночной страны» – ярла Биргера, приславшего Александру объявление войны: «Выходи против меня, если можешь сопротивляться. Я уже здесь и пленяю землю твою».
Получив благословение от архиепископа Новгородского Спиридона и ободряя своё малочисленное воинство словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовём! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были», 15 июля 1240 года Александр напал на шведское воинство, остановившееся лагерем при устье Ижоры на Неве.
Невская победа произошла в обстановке величайшего религиозного напряжения, что неоднократно описывается в житии в виде чудес. Перед боем морской побережный стражник Пелгусий (в другом написании – Пелгуй), бывший язычник, крещёный в православие и наречённый Филиппом, имел видение. Пелгусий стоял «при крае моря, стрежашеть обою пути, и пребысть всю нощь во бденьи; яко же нача всходити солнце, и слыша шумъ страшенъ по морю, и виде насадъ (судно) един гребущь, посреде насада стояща мученику Бориса и Глеба в одеждах червленныхъ… и рече Борис: брате Глебе! повели грести, да поможемх сроднику своему Александру». Александр повел войско, «и была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем».
Кроме того, по мнению автора жития, князю помогали и ангелы. После победы на другом берегу Ижоры, где не было новгородской дружины, обнаружили много побитого шведского войска. Это сравнивали с описанным во времена царя Езекии событием, когда ассирийский царь Сеннахирим окружил Иерусалим, но внезапно явился Ангел Господень и побил 185 тысяч из войска ассирийского (см. Ис. 33:36-38). Также и позднее на Чудском озере, как рассказывал автору жития очевидец, – виден был «полкъ Божiй на воздусе», пришедший на помощь Александру. Летописец при этом много говорит о доблести, силе, военном искусстве Александра, но не забывает подчеркнуть, что всё это дар Божий, а его победы – следствие помощи и покровительства Господня. Поражение супостатов было полным. В глазах народа на Александра и Новгородскую землю снизошла особая благодать Божия.
|
Общая схема русских княжеств XII века |
Однако охотники расширить свои владения за счёт русских земель не переводились. Папы всеми силами старались ускорить завоевание Прибалтийского края. Можно насчитать более сорока папских посланий, выражающих большую «заботливость» о тех, кто шёл воевать в «святой земле, вновь приобрётенной в Ливонии».
Несмотря на явные успехи молодого князя, ревнивые к своим вольностям новгородцы в том же году успели рассориться с Александром, и он, покинув их, отправился княжить в Переяславль. Сразу же ливонские немцы, чудь и литва построили крепость в Копорье, взяли город Тесов, разграбили берега реки Луги и стали обирать новгородских купцов, не доходя до Новгорода не более 30 вёрст. Перепугавшиеся новгородцы слёзно упросили Ярослава вернуть им на княжение Александра. Вернувшись в 1241 г., Александр очистил от захватчиков Новгородскую землю и на следующий год вместе с князем Андреем двинулся на помощь Пскову. Освободив от немецких наместников Псков, он в дальнейшем направился в Чудскую землю.
Навстречу ему выступили лучшие силы Ордена. Произошедшая 5 апреля 1242 года битва на Чудском озере стала известна как Ледовое побоище. Перед битвой князь Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым манёвром (враг, построившийся клином, или «свиньей», так популярной у европейских стратегов того времени, был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских воинов заманили на лёд, после чего разбили: «словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу» – писано было про русское воинство. Согласно Новгородской летописи русские более 7 вёрст гнали немцев по льду. По тем же данным ливонский орден потерял 400–500 «немец» убитыми и 50 пленными – «и паде Чюди бещисла, а Немець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новгородъ». Так как каждого рыцаря окружало до 20 простых воинов, можно себе представить величину потерь Ордена.
Верховный магистр Ордена, испугавшись дальнейшего похода Александра на Ригу, обратился за помощью к датскому королю. Приступившие было к постройке крепости на реке Нарове в 1256 году, шведы попытались отнять у Новгорода финское побережье, но при одном слухе о приближении Александра с суздальскими и новгородскими полками спешно отступили.
|
Шестилетнее победоносное шествие Александра по северной Руси привело к тому, что немцы, по договору, отказались от всех недавних завоеваний и уступили ему часть Летголии. Есть сведения, что папа Иннокентий IV прислал к Александру Невскому в 1251 году двух кардиналов с буллой. Папа, обещая помощь ливонцев в борьбе с татарами, убеждал Александра пойти по примеру отца, согласившегося будто бы подчиниться римскому престолу и принять католичество. По данным летописей, Александр, посоветовавшись с мудрыми людьми, ответил: «Исписавъ къ нему отъ Адама и до потопа, а от потопа и до разделения языкъ и до начала Авраама, а отъ Авраама… до Августа кесаря, а отъ Августа царя до Христова Рождества и до Страсти и до Воскресения Его, отъ Воскресения же и до Вознесения на небеса и до царства Константина Великаго и до Перваго Вселенскаго Собора святыхъ отецъ, а отъ Перваго и до Седьмого Собора. Сии вся добре сведаемъ, сия суть въ насъ, учения сии целомудрствуемъ, иже во всю землю изыдоша вещания ихъ и въ концы вселенныя глаголы их, якоже проповедашеся отъ святыхъ апостолъ Христово Евангелие во всемъ мире, по сихъ же и предания святых отец Седми Собор Вселенскихъ. И сия вся известно хранимъ, а отъ васъ учения не приемлемъ и словесъ вашихъ не слушаемъ».
В 1254 г. он заключил мирный договор с Норвегией, а в 1253 г., после набега немцев на Псков, с ними был заключён мир, подтверждавший соглашение 1242 года. Далее, в 1262 году был подписан договор с Литвой и договор о мире и торговле с Ливонским Орденом, Любеком и Готландом. Едва ли не впервые в средневековой Европе Александр Ярославич выдвинул идею нерушимости границ – «жити не преступающе в чужую часть». Смысл этой формулы своеобразно раскрыт в Молении Даниила Заточника, которое, как полагают, было посвящено Ярославу Всеволодовичу и, естественно, было известно его сыну. В молении рисуется образ идеального, мудрого, доброго, справедливого и в то же время храброго и грозного князя, защитника своей земли. При этом автор Моления восклицал: «Не дай же, Господи, в полон земли нашей языком, не знающим Бога». Необходимо добавить, что европейские враги князя действовали не только на полях сражений. Литовский князь Миндовг, например, заключивший с Александром союз, в том числе и против укрепления Тевтонского Ордена, был зарезан по наущению Рима и не без помощи «немецких сил», но предположительно – по прямому указанию псковского князя Довмонта (в крещении Тимофея, впоследствии святого князя-покровителя Псковской земли, женатого на внучке Александра Невского Марии Дмитриевне, канонизированного не позднее второй половины XIV века), соратника Невского в его походах против ливонцев. Впрочем, надо справедливости ради отметить, что заказные убийства в ту эпоху практиковались очень широко в среде русских князей, зачастую привлекавших к этому настолько сильных врагов, что впоследствии это приводило к потере власти, а иногда и жизни их самих.
Иногда это было настолько явно, что Архимандрит Киево-Печерского монастыря Серапион писал: «Даже язычники, Божьего слова не зная, не убивают единоверцев своих, не грабят, не обвиняют, не клевещут, не крадут, не зарятся на чужое, никакой неверный не продаст своего брата… мы же считаем себя православными, во имя Божье крещенными и заповедь Божью зная, неправды всегда преисполнены, и зависти, и немилосердия: братии своих мы грабим и убиваем, язычникам их продаем; доносами, завистью, если бы можно, так съели бы друг друга, но Бог охраняет!».
|
По мнению церковных иерархов, канонизировавших его, на долю Александра выпал сугубый подвиг: для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока. Исповедуя Церковь как «столп и утверждение Истины», понимая значение этой Истины в судьбе Руси, князь вступил в служение «удерживающего» Русской земли – державного защитника чистоты православного вероучения. На пути этого служения совершил он подвиг воина в борьбе с латинским воинством. Подвиг смирения ожидал Александра в его отношениях с Ордой. Согласившись узреть в случившемся попущение Божие, Александр добровольно склонился под старшинство татар. «Не бойтесь убивающих тело, – провозглашает Слово Божие, – бойтесь того, кто может и тело и душу погубить в геенне».
В 1243 г. Батый назначил в русские города своих надзирателей – баскаков, а князьям приказал явиться к нему для подтверждения их прав на владение своими княжествами. Первым отправился туда великий князь Ярослав Всеволодович, отец Александра.
В 1247 г., после смерти отца, впервые пришлось ехать на поклон к Батыю и самому Александру. Тогда, по смерти Ярослава, великокняжеский престол остался незанятым, и от воли хана зависело, дать его тому или иному князю. Батый, приславший перед тем: «Иже въ русскихъ держателяхъ пресловущий княже Александре, вемъ яко разумно (известно) ти есть, иже мне Богъ покорилъ многие языки (народы), и вей повинуются державе моей. И паче ли всехъ единъ ты нерадиши покоритися силе моей? Внимай убо себе; аще мыслиши соблюсти землю твою невредиму, то потщися немедленно прийти до мене, и узриши честь и славу царствия моего себе же и земле твоей полезная приобрящеши», принял Александра ласково, но назад в Россию не пустил, отправив вместе с братом Андреем, ранее прибывшим в Орду, в Большую Орду к Великому хану. Там князь нашёл приём не хуже, чем у Батыя: Великий хан утвердил его на престоле Владимирском, поручив всю Южную Русь и Киев. Два года потребовалось им на это путешествие. В их отсутствие брат их, Михаил Хороборит Московский (четвёртый сын великого князя Ярослава), отнял у дяди Святослава Всеволодовича владимирское великое княжение в 1248 году, но в том же году погиб в походе на Литву в битве на реке Протве.
Возможно, именно в это время св. князь обратил ко Христу сына всемогущего Батыя, Сартака, став его побратимом. От него Александр Невский получил старшинство над всеми русскими князьями, так как Сартак в то время управлял делами Орды, что открывало перед Александром широкие возможности в деле объединения Руси под единой властью и закладки фундамента будущего Московского государства.
При тогдашней малочисленности и разрозненности русского населения в восточных землях нечего было и думать об освобождении от татарского «протектората» и оставалось положиться на мудрость ханскую и собственную. Некоторые историки, правда, предполагают, что борьба с татарами могла бы быть успешной, а Александр хотел использовать их помощь для установления своей власти над вольными городами. В любом случае Александр решил во что бы то ни стало дружить с татарами. После устранения Святослава Александр и Андрей явились старейшими в роде, кроме Владимира Углицкого, умершего в 1249 году. Будучи сильнее Владимира, Ярославичи могли соперничать только друг с другом. И летописец отмечает, что у них была «пря велия о великом княжении». Хан пожаловал Андрея княжеством Владимирским, а Александру определил Киев и Новгород. Александр поселился в Новгороде, ибо Киев после татарского разорения потерял всякое политическое и военное значение. Он понял, что покорность завоевателю может доставить такие выгоды князьям, каких они не имели прежде. В интересах ханов было усилить княжескую власть, в особенности власть великого князя. А это необходимо было Александру для укрепления раздираемой усобицами Руси. Не в меньшей мере нужна была поддержка ханов и для усмирения вольных городов и в первую очередь – Новгорода. Чувствуя своё никем не оспариваемое старшинство и силу, имея поддержку в Орде, Александр проявил себя князем самовластным и твёрдо придерживающимся выбранной линии.
В 1255 году новгородцы изгнали от себя его старшего сына Василия и призвали Ярослава Ярославича Тверского. Князь же силою заставил их снова принять Василия и неугодного ему посадника Ананию, поборника новгородской вольности, заменил услужливым Михалкой Степановичем. Когда в 1257 году в Новгороде произошли волнения вследствие требования ханом поголовной переписи и дани с непокорённой им Новгородской земли, как с земель покоренных – Суздальской, Муромской и Рязанской, в Новгород явился сам Александр с татарскими послами, выгнал сына в «низ», то есть Суздальскую землю, бояр, стоявших заодно с бунтарями, примерно наказал («овому носа урезаша, а иному очи выимаша») и посадил князем к ним второго своего сына, Дмитрия.
|
В 1258 году Невский ездил в Орду «чтить» ханского наместника Улавчия, а в 1259 году, угрожая татарским погромом, добился от новгородцев согласия на перепись населения на поголовную дань.
В русских землях росло недовольство притеснениями. Положение стало нестерпимым, когда сбор монгольской дани взяли на откуп хивинские купцы-мусульмане, получившие название бесерменов (в вольной трактовке русского народа – бусурманов). Сам способ сбора дани был очень отяготительным – в случае недоимок насчитывались грабительские проценты, при невозможности заплатить брали в рабство чуть ли не целыми семьями. Но не это переполнило чашу народного терпения. Когда к тяготам хозяйственным прибавились глумления над верой, расплата стала неминучей.
В 1262 г. во Владимире, Суздале, Переяславле, Ростове, Ярославле и других городах ударили в набат. По старому обычаю собрали народное вече, на котором решено было ненавистных откупщиков истребить. Бунт, естественно, вызвал ханский гнев. В Орде собирались полки для наказания непокорных, когда Александр, в который уже раз «избавы ради христианския», приехал в Сарай.
Невский явился к хану, отвратил беду и добился даже льготы русским по доставке для татар военных отрядов. Ему удалось также «отмолить» посылку русских войск для участия в походе на Иран. Немалый вес в доводах князя имели именно упоминания о нарушениях бесерменами правил отношения к религии, чтимых в Орде. Прожив в Орде в эту последнюю, четвёртую свою поездку зиму и лето, он заболел и на обратном пути слёг.
Приняв схиму под именем Алексия, герой Невского и Ледового сражений, выдающийся полководец и дипломат Древней Руси, князь Новгородский, Переяславский, великий князь Владимирский, Александр Ярославич умер 14 ноября 1263 г. в Городце-на-Волге (в конце XIX века село Нижегородской губернии, Балахнинского уезда) и был похоронен во Владимире, в Рождественском монастыре 23 ноября 1263 г., куда был несён девять дней верующими людьми.
|
Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «Уже погибаем». Помня заслуги Невского, народ простил ему обиды и несправедливости в отдельных случаях. «Соблюдение Русской земли, – писал знаменитый историк Сергей Соловьёв, – от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского». Александр сделался любимым князем духовенства. В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах его говорится, что он «Богом рожен». Побеждая везде, он никем не был побеждён. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Невского, рассказывал, что он прошёл много стран и народов, но нигде не видал такого «ни в царях царя, ни в князьях князя». Такой же отзыв будто бы дал о нем и сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей.
23 ноября тело великого воина и радетеля Православной Руси было погребено во Владимирской соборной церкви монастыря Рождества Богородицы. Современники повествуют, что при отпевании усопший князь сам, как бы живой, простёр руку и принял грамоту с разрешительной молитвой из рук митрополита.
После погребения, при котором произошло описанное выше чудо, князь был признан местным святым. До 1381 г. святому князю Александру не было установлено общецерковного празднования, также не было и его икон. Согласно легенде, записанной во Владимире от священнослужителей Димитровского храма, первое открытие и освидетельствование мощей святого князя состоялось после Куликовской битвы в 1381 г., при митрополите Киприане, который повелел с тех пор называть Александра Невского «блаженным». Тогда же было учинено ему монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы. «Драгоценная отрасль священного корня, – взывает Церковь к благоверному князю, блаженный Александр, тебя явил Христос Русской земле, как некое божественное сокровище… Радуйся, презревший догматы латинян и вменивший в ничто все их обольщения!.. Радуйся, заступник Русской земли: моли Господа, даровавшего тебе благодать, соделать державу сродников твоих Богоугодною и сынам России даровать спасение».
Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же Владимирским иноком Михаилом.
|
Иконография изображений Александра начинается с первоначальных образов владимирской школы и жития редакции Владимирского Рождественского монастыря 1282–1283 гг., который был центром церковного почитания святого князя. Остальные редакции относятся к XVI и XVII векам: Владимирская редакция (1547–1552 гг.), вошедшая в Великие Минеи-Четьи митрополита Макария; Псковская редакция, составленная Василием Псковитянином (впоследствии Варлаамом, митрополитом Ростовский) между 1550 и 1552 годами, редакция Степенной книги (1560–1563 гг.) и прочие, более поздние.
Можно предположить, что изображения были тождественны начертанию, встречающемуся на клеймах иконы из московского храма Василия Блаженного – «Святой Александр Невский с деянием», на которой можно увидеть пропись надгробной поясной иконы с надписью «Преподобный князь Александр».
При этом нельзя не упомянуть, что в первом литературном источнике – редакции Жития Александра Невского – Ионы Думина (ор. 1591 г.) – о надгробной иконе не упоминалось. Нам остаётся только предположить, что иконописец XVII в. воспроизвел её по реальному образу, имевшему место во Владимире. Московский изограф здесь, несомненно, следовал раннему византийско-русскому иконографическому направлению стиля, приписывавшему ему именно так, в условной манере, передавать «небесиподобный» характер преподобнического служения.
Само поясное изображение князя Александра выглядит достаточно классически: из-под монашеской мантии виднеется на груди часть куколя с крестом, либо, иногда – белый испод; доска является, скорее, прямоугольной, вытянутой в высоту. Этот же иконографический тип повторился также на фреске 1508 г. работы инока Феодосия на северо-западном столпе Благовещенского собора Московского Кремля, где Александр, в монашеской одежде схимника Алексия, стоит рядом со знаменитым «отцом церкви», византийским богословом, святым Иоанном Дамаскиным. Аналогичный канон мы видим на иконах конца XVI в. из собраний Государственного Русского музея, Костромского историко-архитектурного музея и художественного музея-заповедника. Также присутствуют изображения близкого канона на шитых надгробных пеленах начала XVII века в музеях Владимира, Санкт-Петербурга и Троице-Сергиевой лавры.
|
В «Сводном иконописном подлиннике» иконографический облик князя описывается следующим образом: «…брада аки Козмина, в схиме, кудерцы видеть маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист». Последняя черта часто присуща допетровским иконным изображениям – Александр представлен здесь сильным, плечистым монахом, как это и могло быть у бывшего князя-полководца: «Взор его паче инех человек и глас его акы труба в народе, лице же его акы лице Иосифа… Сила же бе его часть от силы Самсона».
Это, тем не менее, не единственный использованный монастырскими изографами тип изображений князя. В Новгородском иконописном подлиннике XVI в. указано: «Преподобный Александр Невский аки Георгии: риза – киноварь, испод – лазорь». К сожалению, по имеющимся данным, новгородской иконы, на которой бы Александр Невский был изображён в княжеской одежде в червлёном плаще-корзно, не сохранилось. Однако, по не вполне подтверждённым данным, в среде русской эмиграции обращались две подобные иконы. Одна, на которой князь Александр был изображён в полный рост, со святыми мучениками Борисом и Глебом, находилась в Праге и датировалась XVI веком. Другую икону, происходившую из Псковской губернии, якобы видели на одной из выставок в Европе в 1930-е годы. На ней было поясное изображение князя: в руках – копьё и червлёный щит, также червлёный княжеский плащ, голова увенчана нимбом и без княжеской шапки, русая борода – лопатой, пальцы сложены, как для крестного знамения, в середине иконы был помещён русский крест, а по краям иконы шёл распространённый на Руси в XIV–XV вв. витой орнамент. Надпись: «Святой Великий князь Олександръ».
В княжеской одежде, с мечом в руках святой князь Александр изображён на фреске в Архангельском соборе Московского Кремля, исполненной ориентировочно в 1652–1666 гг. Симеоном Ушаковым. Аналогичное изображение на фреске Вологодского Софийского собора. Та же стилистика прослеживается во многих миниатюрах Московского Лицевого свода XVI в.: в Остермановском, Лаптевском, Голицынском томах, в Титулярнике 1672 г., а кроме того, на клеймах иконы XVII в. «Святой Александр Невский с деяньем».
Как уже было указано выше, при Петре I Александр, став общенациональным святым, покровителем Санкт-Петербурга и Российской империи, постановлением Святейшего Синода от 15 июня 1724 г. был запрещён к изображению в монашеских одеждах: «в монашеской персоне никому отнюдь не писать», а только «во одеждах великокняжеских». Также не только допустимым, но и желательным стало изображение в латах. С тех пор стал господствующим иной иконографический тип святого Александра: в княжеской одежде или в горностаевой мантии, в броне, с лентой своего ордена через плечо, в царской короне или в шапке из горностаевого меха с крестом, с нимбом над головой, верхом на коне и с мечом в левой руке, нередко на фоне Невы, Петропавловской крепости, палат Петербурга и плана Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря. Таким образом, уже описанный иконографический типаж был совмещён с привязкой к месту и времени новой Российской столицы, равно как и к европейским рыцарским канонам. Как дань новой иконографической традиции, родилось изображение святого князя в красной мантии и в синем кафтане на белом коне на кресте – учреждённого 21 мая 1725 г. Екатериной I ордена святого Александра Невского. По этому образцу написаны многие большие иконы XIX–XX вв., например, в Казанском соборе и в Государственном Русском музее.
Несмотря на запреты и возможные неприятности, традиция изображения святого в монашеских одеждах продолжала ещё существовать и у православных, и у старообрядцев. Во многих музеях страны сохранилось немало преподобнических икон святого Александра Невского различных видов: коленопреклоненный и стоящий, согнувшийся и молящийся Богородице, вместе с другими избранными святыми или отдельно. Например, на житийной иконе начала XIX в. в центре помещено поясное изображение князя Александра с нимбом, в преподобнической одежде, со свитком в руках; вокруг 16 клейм, изображающих сцены из его жизни; основные цвета: красный, зелёный, коричневый, фон – золотой, поля – коричневые, опушка – тройная.
Одним из наиболее известных иконописных типов святого Александра в послепетровскую эпоху был образ, созданный известным русским художником, профессором Петербургской Академии художеств В.К. Шебуевым, написавшим его для иконостаса Казанского собора Санкт-Петербурга (была помещена в иконостас домовой церкви Академии художеств). Этот прототип неоднократно повторяли многие русские иконописцы и художники. На иконе изображён святой благоверный князь Александр Невский, одетый в воинские латы, с княжеской горностаевой мантией на плечах. Левую руку он приложил к груди в жесте сердечной молитвы. Взор его устремлён ввысь, туда, откуда Господь благословляет его, восседая на облаке.
|
Кроме того, нельзя обойти стороной и творчество русских художников второй половины XIX – начала XX вв. Секуляризация культуры, осуществленная Петром, вызвала глубокий кризис традиционного религиозного искусства. Писание икон сосредоточилось в руках кустарей, которые объединялись в артели и мастерские, работавшие на основе мануфактурного принципа. Находившиеся в церквях работы ранних мастеров, потемневшие от времени, безжалостно «поновлялись» или просто переписывались поверх в новом европейском стиле. Храмы, по выражению А.Н. Бенуа, наводнил «болонский маскарад» в исполнении профессоров и учеников императорской Академии Художеств. Но перелом в развитие русской культуры был внесён победой в войне с Наполеоном и вызванным ею патриотическим подъёмом.
Славянофилы высшим воплощением православного духа и нравственных народных устоев объявили храм, а идеалом живописи – иконопись, но подвергшееся пересмотру отношение к византийской культуре привело к тому, что подавляющее большинство новых крупных храмов, выстроенных в русско-византийском стиле, расписали в традиционной академической манере, свободной от какой-либо стилизации.
Одним из главных памятников русско-византийского стиля был храм Христа Спасителя в Москве, построенный по проекту архитектора К.А. Тона в честь победы над Наполеоном. Северный придел храма был посвящён святому Александру Невскому, небесному покровителю сразу трех русских императоров: Александра I, давшего обет воздвигнуть в Москве храм Христу Спасителю, Александра II, завершившего построение храма, и Александра III, в царствование которого произошло его освящение.
Потребность возрождения пришедшей в глубокий упадок церковной живописи послужила появлению самобытной индивидуальности В.М. Васнецова, выполнившего в 1880-е гг. основную работу по росписи Владимирского собора в Киеве.
|
Трактовка Васнецовым образа князя Александра значительно отличалась от типично академической. Как истинный представитель и один из основоположников так называемого «русского стиля», Васнецов внёс в образ черты былинно-сказочной поэтики, народного фольклора. Во внешнем облике князя художник акцентировал его славянство, изобразив русоволосого, кудрявого и бородатого богатыря. Композиционными и пластическими средствами, через максимальное придвижение фигуры к переднему плану, низко взятый горизонт, строгость и лаконичность рисунка, Васнецов усилил значительность и монументальность образа. Здесь чувствуется обращение Васнецова к традициям средневековой церковной живописи. Впрочем, сам художник позднее говорил так: «Не могу согласиться, хотя мне это и приписывали, что я хотел в соборе повторить византийские каноны красоты… Я стремился в своих писаниях идти от жизни, от привлекавших меня в ней людей, но одевал их, конечно, в соответствующие по времени одежды. Припоминая волнующие меня образы прошлого, я всегда учитывал, что творю в канун двадцатого века».
|
Нельзя обойти вниманием также М.В. Нестерова. В 1892 году он получил заказ на исполнение образов для строившегося в Петербурге по проекту архитектора А.А. Парланда храма Воскресения Христова на месте гибели императора Александра II. В частности, Нестерову был заказан образ святого Александра Невского для иконостаса. На эскизе к этому образу, позднее воплощённому в мозаике, святой Александр Невский изображён молящимся накануне Невской битвы.
В облике святого князя Нестеров акцентирует не воинскую доблесть, не богатырство, а его смирение перед волей Божией, готовность к покорному исполнению возложенного на него долга. Кроме этой мозаики, известна также икона «Святой Александр Невский» в церкви святого Александра Невского в Абастумани (Грузия).
|
Среди собственно иконных работ того времени можно отметить, например, икону, написанную Григорием Журавлёвым. Александр на ней представлен в княжеском одеянии – мантии, подбитой горностаем, и воинских доспехах. Необходимо отметить одну особенность – обычно князь Александр держит в руках крест и меч. В данной иконе на груди князя – подвешенный на бант крест. Левая рука князя прижата к груди около креста. Правая рука опущена и срезана. Изображение полуфигурное. Фон – золотой с тиснёным орнаментом. Но в основном, конечно, представление об образе князя в иконописи на момент начала XX в. даёт икона К. Малышева. Богато украшенный камнями княжеский плащ, поверх кольчуги с доспехами. В руке крест. При этом, как и в описанной выше иконе Журавлёва, несмотря на явно княжеское одеяние – отсутствует меч.
|
В настоящее время принято придерживаться более ранних иконных образов и воздерживаться в иконописании от академического стиля. Современные изографы как правило изображают князя в одеянии преподобном, хотя некоторые авторы, например Александр Стальнов, мастерские Юрия Фёдорова – имеют в портфолио изображения Александра и в княжеском одеянии.
Представляя Его Святейшеству Патриарху Алексию II программу «Александр Невский», воплощаемую в жизнь Фондом Андрея Первозванного совместно с Уральской горно-металлургической компанией, глава попечительского совета Фонда Владимир Якунин заявил: «Святой благоверный князь Александр Невский является знаковой фигурой в русской истории и должен стать национальным символом».
|
«Реальный исторический образ Александра Невского предстаёт как символ и эталон правителя, смыслом жизни и деятельности которого стало самоотверженное служение своей стране в трудный период её истории, – сказал Якунин, возглавляющий также попечительский совет программы. – Программа направлена на то, чтобы через общественное согласие сделать имя Александра Невского символом национального общественно-государственного строительства на период до 800-летней годовщины рождения князя Александра».
Целью программы является консолидация национального общественного сознания вокруг образа преподобного святого князя Александра Невского.
«Пример многогранной успешной деятельности великого князя Александра обладает значительным потенциалом для консолидации российского общества перед лицом новых вызовов и угроз», – добавил В. Якунин.