С.Я. ВОДОВОЗОВА
Средства успешного совершенствования учебно-воспитательного
процесса в общеобразовательной школе[1]
Кому из педагогов не хочется быть Учителем?! Мудрым. Успешным. Любимым. Каждый старается, нередко сверх всяких сил. Почему не каждому это удается?
В обучении и воспитании на высоком уровне нуждается каждый ребёнок, независимо от уровня своего развития в дошкольном возрасте и материальных возможностей своих родителей. И чем ниже интеллектуальный, нравственный и материальный уровень среды, в которой ребёнок находится, тем в большей мере нуждается он в отличном образовании, чтобы быть способным в неблагоприятной обстановке своего развития проявить свои лучшие качества, развить их и в течение всей жизни быть надёжной опорой себе, своей семье и своему отечеству, а не обузой для других, объектом забот и источником проблем.
Высокий качественный уровень образованности нужен не только каждому человеку. Могущество государства – в интеллектуальной силе всех его граждан. Благосостояние общества – в высокой нравственности его членов.
Если благополучие учителя, ученика, его родителей, общества и государства напрямую зависит от высокого уровня педагогической деятельности, возникают два вопроса:
1) Почему многие педагоги не достигают успеха?
2) Что необходимо сделать, чтобы его достичь?
Анкетирование, проведённое в ряде школ, показало, что, по единодушному мнению значительной части учителей:
– учебные программы перегружены, учебники малополезны;
– от хронического переутомления, неполноценного питания, отдыха и других причин здоровье учеников и учителей ухудшается;
– многие дети гиперактивны, некоторые слишком заторможенны, в абсолютном большинстве невнимательны, у них отсутствуют усидчивость и умственная работоспособность, среди них немало трудноуправляемых;
– у многих учащихся отсутствует интерес к учебной работе, знания у большинства учеников не становятся глубокими, прочными, динамичными, системными;
– отношения в процессе учебной работы далеко не всегда приобретают характер доброжелательного сотрудничества;
– у абсолютного большинство родителей нет умения, желания, времени и сил помогать своим детям.
Учебные заведения, занимающиеся подготовкой педагогических кадров и повышением педагогического мастерства, считают, что создание средств достижения высоких результатов работы с любыми учениками – личное дело каждого педагога…
Работать в таких условиях сложно. Работать успешно – тем более.
Реально ли найти выход из сложившегося положения?
Кто не знает легендарного Тома Сойера, который за возможность покрасить хотя бы кусочек забора, даже получал от своих сверстников плату?!
Кто не завидовал его изобретательности? Ведь он сумел вызвать у обыкновенных мальчишек желание выполнять работу, которую сам же считал нелёгкой и неинтересной.
А что мешает учителю и классному руководителю смоделировать самому или использовать созданные кем-то другим ситуации и алгоритмы учебно-познавательной и просто полезной деятельности, в которых каждый его ученик охотно выполняет задания учителя, его неукротимая энергия направляется на овладение такими ценными человеческими качествами, как внимательность, доброжелательность, дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, высокая умственная работоспособность и т.п.; благодаря им, получает только полезные глубокие, прочные и динамичные знания, ценные умения и привычки – всё то, что нужно для успешной работы и счастливой жизни. И при этом доволен и смотрит на учителя восхищёнными глазами!
14 декабря 2006 года в процессе защиты диссертации на соискание ученой степени доктора наук в области педагогической акмеологии было показано, что низкая эффективность существующих способов подготовки педагогических кадров и повышения качества педагогического мастерства тормозят совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе; а также обоснована правомерность и необходимость введения нового раздела в педагогике – акмеологической технологии успешного воспитания и обучения, направленного на помощь педагогам-практикам в повышении уровня профессионального мастерства. Акмеологическая технология успешного воспитания и обучения является связующим звеном между теорией (педагогической, психологической, социологической и т.д.) и повседневной педагогической практикой; помогает теории стать более действенной, а практике – более эффективной. Акмеологическая технология успешного воспитания и обучения (АТУВО) находит и предлагает вниманию каждого педагога информацию и рекомендации, полезные каждому человеку в личной, профессиональной и общественной деятельности.
Смысл, предназначение и роль АТУВО раскрывают слова, составляющие её название.
«Акмеизм (от греч. akmē – высшая степень чего-либо, цветущая сила)» {4, с. 27}.
Это значит: в повседневной работе школы необходимо сконцентрировать все усилия на достижении наилучшего качества как учебно-воспитательного процесса, так и его результатов.
Принципиальное отличие акмеологической технологии успешного воспитания и обучения от традиционной в том, что основное внимание в ней направлено на всестороннее гармоничное развитие и совершенствование интеллекта ученика в глобальном смысле этого слова.
А уже развитый интеллект обучаемого становится созидающим, организующим, направляющим, исполняющим, регулирующим и охраняющим началом в становлении, развитии и совершенствовании личности, гарантом её стабильного успеха и благополучия.
Свойства глобально развитого интеллекта – признаки того качества, которое в настоящее время принято называть способностью к самообразованию, самовоспитанию, самоконтролю, саморегуляции – во благо личности, её ближайшего окружения, общества, человечества и всей среды обитания – иными словами, – подлинной образованности, воспитанности, интеллигентности, независимо от того, какой конкретной деятельностью занимается человек в данное время и будет заниматься впоследствии.
Оно и не случайно: человек в школьные годы должен получить всё самое необходимое для выявления своих склонностей и способностей, для полноценного становления и развития своей личности, успешной подготовки к решению своих задач, сколь бы смелыми и оригинальными они ни были.
Акмеологический подход ориентирует на достижение успеха даже там, где его прежде никогда не бывало, а по мнению неколебимых традиционалистов, – и быть не может. Для этого она обеспечивает деятельность необходимыми эффективными средствами и способами.
Традиционная школа всем этим не занимается.
Рассмотрим происхождение и смысл слова «технология»:
– «<…> греч. téchnē – искусство, мастерство, умение, <…> совокупность методов обработки, <…>, изменения состояния, свойств, <…>» {4, с. 1200};
– «<…> греч. lógos – слово, учение <…>» {4, с. 654}.
Таким образом:
Технология = учение об искусстве (?!)
Приятная неожиданность, не так ли?
Применительно к работе с людьми, технология – это наука об искусном воздействии педагогическими средствами на человека с целью изменения его состояния и свойств.
«Искусно обучать – это значит <…> знать надёжные приёмы хорошего обучения и на их основании вести учащихся быстро, приятно и основательно к знанию вещей. <…> Для всего этого <…> необходимо умение, так как умение является надёжным способом надёжного выполнения чего-либо» {6, т. 1, с. 529}.
По мнению Я.А. Коменского, основателя научного подхода к организации учебно-воспитательного процесса в школе, «над развитием искусства учить всех всему быстро, приятно, основательно и с гарантией успеха педагогической науке приходится ещё много трудиться» {6, с. 628}.
К сожалению, педагоги-традиционалисты лучшему предпочитают привычное.
Успех – достижение желаемого результата. «К числу устойчивых черт личности относятся, как свидетельствуют данные разных исследований, потребность в достижении и творческий стиль мышления» {7, с. 158-170}.
Ну кому не нужен успех?! Однако как поймать эту «синюю птицу» и не упустить её тут же? Где она обитает? И есть ли она? Сколько раз мы видели: поймал её человек, но вдруг на ближайшем житейском повороте – ни «птицы», ни самогó человека.
Есть люди, которые отождествляют успех только со сверхдостатком и стремятся достичь его любыми средствами: невероятной концентрацией сил и воли, хитростью и даже преступлением – «деньги не пахнут». И мы видим, как преждевременно уходят из жизни одни, в какой опасности живут другие. И не только они сами, но и их близкие.
Настоящий успех одного человека не противоречит истинным интересам других людей. В любой сфере деятельности, в том числе и педагогической, он достигается:
– постановкой достойной цели,
– истинным знанием, что и как делать,
– пониманием, почему именно так,
– желанием достичь цели,
– умением это сделать,
– готовностью и привычкой предпочитать привычному лучшее.
Воспитание – «целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. (Выделено нами – С.В.) Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности» {4, с. 226}.
Важнейшие составляющие деятельности человека:
– цель и содержание (Я.А. Коменский);
– направленность (С.Л. Рубинштейн);
– отношения в процессе деятельности (В.Н. Мясищев);
– привычки к выполнению тех или иных действий (Я.А. Коменский).
В 1990-е годы под напором житейских трудностей традиционная школа отказалась от осуществления воспитательной работы. Негативные последствия не заставили себя ждать.
Обучение – «основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями, и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т.п. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности. (Выделено нами – С.В.) Развитие индивидуальных способностей, интересов учащихся осуществляется в процессе дифференцированного обучения. Тесно связано с воспитанием. (Выделено нами – С.В.) Ведётся в учебных заведениях и в ходе практической деятельности» {4, с. 927-928}.
Одним из самых весомых достоинств акмеологической технологии успешного воспитания и обучения является её способность быть полезной человеку как в процессе получения общего и профессионального образования, так и впоследствии – в личной и общественной жизни и в любой сфере профессиональной деятельности, поскольку основы, на которых технология построена, являются надёжной базой достижения успеха как такового, независимо от этапа развития, сферы деятельности и рода занятий личности, а гармоничный всесторонне развитый с её помощью ум – прекрасный друг, советчик и сотрудник в любом деле: и самом сложном, уникальном, и в простом повседневном, который мы считаем рутинным, часто не придавая ему должного значения.
Общие свойства приёмов акмеологической технологии успешного воспитания и обучения:
1. Эффективность (при меньших затратах достигается наилучший результат).
2. Доступность (и материальная, и организационная, и интеллектуальная).
3. Экономичность (затраты времени и сил при достижении наилучшего результата сводятся к разумному минимуму).
Акмеологическая технология успешного воспитания и обучения предлагает скоординированную систему способов педагогического воздействия на личность и коллектив школьников, открывающую реальные возможности проявления природных качеств, задатков и склонностей каждого ученика, его успешной работы в собственном ритме, над решением своих проблем, но таким образом, чтобы не выпадать из общего ритма, понимать других людей, находить с ними общий язык, доброжелательно сотрудничать.
Для этого она создаёт и использует средства объективной оценки и успешной коррекции отдельных приёмов и всей системы деятельности каждого педагога и педагогического коллектива.
Объективность оценки и успешность коррекции средствами акмеологической технологии успешного воспитания и обучения обеспечивается применением структур, законов, принципов, рекомендаций и алгоритмов успешной деятельности.
1. Законы. В них сконцентрированы основные жизненные ценности; с их помощью очерчиваются границы, за пределами которых успеха нет и быть не может.
2. Принципы. Благодаря им выявляются свойства действий, обеспечивающих достижение успеха.
3. Структуры деятельности. Они помогают «составить наилучший маршрут» к намеченной цели.
4. Конкретные рекомендации и алгоритмы успешной деятельности. С их помощью и на их примере человек не только делает первые верные шаги, но и понимает, как нужно успешно жить и действовать; овладевает основами успешной деятельности; не допускает ошибок даже в самом начале своего пути, постепенно учится создавать свои варианты достижения гарантированного успеха применительно к конкретным условиям своего труда и жизни, привыкает к такому способу жизнедеятельности.
Использование структуры содержания учебного материала
в работе с учащимися
Успешное решение любой проблемы требует всестороннего глубокого ознакомления со всем, что с ней может быть связано, обоснованности суждений и на этом основании их независимости от общепринятого мнения (что совсем не означает пренебрежительного отношения к мнению других людей). Каждому человеку необходимо иметь инструмент, позволяющий сделать процесс ознакомления с любой информационной единицей по-настоящему продуктивным. В качестве такого инструмента выступает созданная автором специально для этой цели структура содержания учебного материала.
В ней показано, на какие стороны объекта необходимо и достаточно обращать внимание при его осмыслении, чтобы не упустить ничего существенного, не довольствоваться общепринятыми представлениями о нём или первыми пришедшими на ум мыслями; задуматься над опытом применения изучаемого и его последствиями, а также возможными другими вариантами его использования в жизни на благо человека, сопоставить их, выбрать наилучший для конкретных условий.
АСПЕКТЫ |
ПОТЕНЦИАЛ |
РЕАЛИЗАЦИЯ |
|
(Условно)предметная форма |
Символическая форма |
||
Социально-психологический |
Роль изучаемого в жизни личности, общества, человечества |
Схема, иллюстрирующая внешние связи изучаемого, их динамику и развитие |
Изучаемое в событиях жизни, их взаимодействии и развитии |
Логический |
Взаимодействие элементов изучаемого |
Схема, иллюстрирующая взаимодействие элементов знания |
Ситуации, в которых эти связи проявляются |
Информационный |
Элементы изучаемого, их количественные, качественные и др. характеристики |
Символы, отражающие суть элементов знания |
Факты, в которых встречается изучаемое и его элементы |
«Потенциал» – все свойства, которыми обладает изучаемое, независимо от того, известны ли они людям и в какой мере. Он облечён в определенную форму: (условно)предметную – даёт возможность получить реальное представление о предмете изучения, его составных компонентах и свойствах и символическую (меткое выражение, слово, знак, звук, жест, ассоциация) – всё, что позволяет постичь суть изучаемого и каждого его компонента. Понимание сути изучаемого помогает принимать правильные нестандартные решения, охраняет от многих ошибок и при заимствовании позволяет умело использовать лучшее, не перенимать бесполезного и вредного.
«Реализация в жизни» – лишь та часть потенциала, о которой людям известно, которая уже нашла своё применение в их жизни и деятельности.
Используя данную структуру, учитель наводящими вопросами направляет усилия учащихся на «самостоятельное» выявление свойств, присущих объекту изучения, пробуждает интерес к учебной работе, предотвращает поверхностность, односторонность, предвзятость в отношении к изучаемому, помогает детям изменить своё мнение о нем под влиянием убедительных аргументов.
Глубоко прочувствованные высказывания учеников-гуманитариев обогащают восприятие нового детьми, более склонными к абстрактному мышлению; чёткая логика детей с математическим складом ума помогает гуманитариям упорядочить восприятие нового.
Благодаря систематическому использованию этой схемы среди учеников и выпускников школы нет бездушных рационалистов и бездумных эмоционалов.
Структура содержания учебного материала помогает формировать конструктивную позицию молодого поколения, благодаря тому, что учащиеся, во-первых, учатся думать, во-вторых, в результате многочисленных упражнений на самых различных ситуациях приучаются прогнозировать последствия реализации своих намерений.
Так работать на уроке детям интересно и полезно, а учителю руководить их работой легко и приятно.
Использование структуры интеллектуальной деятельности
для умственного развития учащихся
Структура интеллектуальной деятельности, также созданная автором, даёт достаточно полное представление о составе основных умственных действий, обеспечивающих полноценное интеллектуальное развитие и самосовершенствование человека, в результате – достижение им успеха в любом виде человеческого труда.
ЭТАПЫ |
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
||
Учебно-познавательная |
Исследовательская |
Эвристико-творческая |
|
Ориентировочный |
Представление |
Уточнение: |
Получение максимально достоверного представления: |
Оперативно-тренировочный |
Варьирование: |
Исследование свойств результатов опертивно-тренировочной деятельности. |
Выявление свойств получаемых сочетаний. |
Практического применения |
Формулировка цели и задач. |
Контроль соответствия выполняемой деятельности |
Уточнение / усовершенствование: |
В школе выполнение всех этих действий должно производиться в учебных целях, но играть и практическую роль: качество знаний, умений и навыков учащихся с их помощью значительно улучшается; знания, умения, навыки становятся чёткими, разнообразными, более прочными, динамичными.
Если школа постоянно уделяет внимание всестороннему гармоничному развитию интеллекта учащихся, умственных действий, представленных в таблице, будет достаточно, чтобы каждый ученик «сам» захотел и превратился из объекта учебного процесса в субъекта, в нём пробудилась заинтересованность в успешных результатах своего труда.
Иерархическая структура деятельности специалиста экстра-класса
Достичь вершин исполнительского и творческого мастерства при экономии времени и сил помогает иерархическая структура деятельности специалиста экстра-класса, из которой видно, что существует три уровня профессиональной деятельности:
I – репродуктивный: специалист овладевает приёмами и методами, известными в сфере его профессионального труда:
а) знакомится с существующими,
б) постигает их истинные свойства, выявляет потенциал каждого.
II – реконструктивный: специалист использует известные способы деятельности строго целесообразно, нередко вопреки устоявшимся представлениям:
а) подбирает из известного самое подходящее для успешного достижения цели;
б) в полном соответствии с конкретным вариантом ситуации:
– создаёт более эффективные комбинации,
– выявляет и использует в своей работе наиболее экономичные из них: дающие наилучший результат при наименьших затратах.
III – конструктивный: специалист
а) совершенствует известные способы деятельности, необходимые для успешного решения поставленных задач;
б) создаёт новые, благодаря которым успех достигается непременно при экономии времени и сил.
Если сопоставить то, что делают почти все учителя, и предлагаемую структуру, станет видно, что вся работа основной части педагогов в настоящее время фактически осуществляется на первой ступени репродуктивного уровня: имитационно-подражательной. Потому и результаты работы большинства столь неудовлетворительны. Но не только их «заслуга» в этом. Так их подготовила традиционная система образования и в этом весьма преуспела.
Иерархическая структура деятельности специалиста экстра-класса позволяет понять: нет плохих учеников – есть недостаточно хорошо подготовленные учителя.
С помощью данной структуры каждый педагог получает чёткое представление, какие действия и для чего необходимо выполнять, за счёт чего экономить силы (и свои, и своих учеников), повышать уровень своей профессиональной деятельности и качество результатов совместного труда.
Ученикам, особенно старшеклассникам, использование этой структуры для диагностики и коррекции своей системы деятельности поможет использовать получаемые знания, умения и навыки при решении и учебных, и житейских задач на самом высоком уровне; в дальнейшем, при овладении избранной профессией и в процессе выполнения ими профессиональной деятельности знакомая структура станет незаменимым средством самодиагностики и самосовершенствования.
Эта структура ценна при индивидуальной работе с учителями, особенно – при их аттестации.
Структуры различных видов успешной деятельности делают реальными и объективную оценку, и успешное совершенствование, и создание эффективных приёмов выполнения любого труда, лёгкое обнаружение и успешное устранение любой погрешности в деятельности. Они полезны для учителей, а для учащихся – вдвойне: и во время обучения в школе, и после её окончания.
Эти структуры позволили нам получить объективное представление о состоянии традиционной системы воспитания и обучения школьников, её достоинствах и недостатках, самое главное – о её богатейшем позитивном потенциале.
Принципы АТУВО
Правильно оценивать свои действия и используемые при этом средства педагогического воздействия помогают педагогу принципы акмеологической технологии успешного воспитания и обучения. Необходимость каждого из них подробно обосновывается. Для краткости здесь приводится только их перечень и сокращённый комментарий:
1. Целесообразности. Достижение успеха при экономии времени и сил реально, если применяются педагогические приёмы, строго соответствующие поставленной цели.
2. Научной состоятельности. Прогрессивные идеи и эффективные способы деятельности вполне могут использоваться даже до того, как наука обоснует их, даст рекомендации по их применению.
3. Природосообразности. Деятельность в соответствии с законами природы ощутимо облегчает учебный процесс, повышает его результативность за счёт бережного использования богатейшего энергетического ресурса, интеллектуального потенциала ребёнка, его природной любознательности, ориентирует ученика на овладение средствами и способами успешного получения образования на высоком уровне, обеспечивает хорошую подготовку к жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья.
4. Практической направленности. Нацеливает на учёт и удовлетворение потребностей личности, общества, человечества, «чтобы наши ученики <…> учились не для школы, а для жизни» {6, с. 46}; исключает формализм, порождающий массу «неразрешимых» проблем.
5. Посильности, доступности. Используя простые, но эффективные приёмы труда, можно достичь отличных результатов без серьёзных капиталовложений, использования сложных приёмов педагогической деятельности.
6. Необходимости и достаточности. Нельзя, ссылаясь на недостаток времени на уроке, лишь упоминать вскользь о вещах, подлежащих основательному пониманию и изучению, не помогая учащимся вникнуть в их суть. Наряду с этим, нецелесообразно и неправомерно много времени тратить на изучение ненужного материала и выполнение действий, абсолютно бесполезных.
7. Иерархической последовательности и гармоничной соотнесённости. Предыдущее содержит необходимые компоненты в определённом сочетании и служит надёжным основанием последующему, развивается и закрепляется в нём.
8. Относительной законченности и самостоятельности. Любой педагогический приём, или комплекс приёмов облегчает достижение успеха, даже если используется учителем отдельно от других приёмов системы и независимо от того, применяют ли его коллеги.
9. Многофункциональности. Лучше всего «поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело» {6, с. 377}, «чтобы всякая работа приносила более, чем один результат» {6, с. 379}. (Курсив наш – С.В.)
10. Интегративности. Удачное сочетание нескольких педагогических приёмов значительно повышает эффективность каждого из них и всего сочетания в целом без дополнительных усилий со стороны учителя и учеников.
Отсутствие интегративности в практике работы учебных заведений привело к тому, что от перегрузок страдают и дети, и взрослые, окончания учёбы многие ждут как избавления от тяжкой повинности.
11. Привлекательности. Исключает необходимость применения мер принуждения или сводит её к минимуму.
Соответствие первым восьми принципам обязательно для любого вида, приёма или комплекса приёмов педагогической деятельности (равно как и любой деятельности вообще).
Принципы многофункциональности, интегративности, привлекательности являются показателями высшей степени совершенства приёма или комплекса приёмов, именно этим приёмам в условиях выбора следует отдать предпочтение.
Принципы успешной деятельности – надёжные помощники учителю в организации его стабильно успешной повседневной работы в школе. Они полезны и ученику-субъекту обучения для разумной организации своей учебной работы, а впоследствии – профессиональной и личностно значимой деятельности.
Законы АТУВО
«ЗАКОН, необходимое, существенное, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. <…> Познание законов составляет задачу науки» {4, с. 408}.
Игнорирование или нарушение законов, объективно существующих, даже никем не контролирующихся, влечёт за собой неотвратимые негативные последствия.
Учителю необходимо не только самому чётко понимать суть каждого из таких законов, но и подвести каждого ребёнка к разностороннему и глубокому осознанию сути и ценности каждого из них.
Вот перечень этих законов и кратчайший комментарий к каждому.
ЗАКОН ИСТИНЫ
Истина – «соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания» {4, с. 446}.
«<…> истина есть соответствие знания объекту, каким он существует до, вне и независимо от нас» {5, с. 68}.
Закон истины гласит: всё, что становится объектом познания, изучения и деятельности, а также способы, с помощью которых эта деятельность осуществляется, принесёт пользу лишь в том случае, если будет опираться на знание подлинного положения вещей, их свойств и процессов, происходящих в них независимо от нас, учитывать их способность к стабильности и динамичности; использовать их всем во благо.
В практике работы школы истинное положение вещей во внимание очень часто не принимается. Об этом свидетельствуют многочисленные факты:
1. Есть дети, которые в день ни разу не перемолвятся словом ни с одним учителем. И даже с одноклассниками их общение ограничено многими «табу» школьного распорядка. Разве такое положение соответствует истинным интересам и потребностям этих детей?
2. Во время устной фронтальной работы активно работает на уроке не более одной трети учащихся класса. Остальные – невольные наблюдатели, для которых такая роль поначалу мучительна. Чтобы оградить себя от неприятных переживаний, значительная часть из них отключается от темы урока, начинает думать о чём-то более приятном, а их осуждают за пассивность, нежелание учиться.
3. Дети динамичны. У них резко меняются многие свойства, мотивы поступков. А взрослые стараются создать о них стабильное представление, что воспринимается детьми как сущая несправедливость, вызывает у них резкий протест, приводит к конфликтам – время и силы тратятся впустую.
4. Письменная работа осуществляется в медленном темпе; внимание ученика не может столько времени быть сосредоточенным на чём-то одном и переключается на другое, а ученика упрекают в невнимательности.
Игнорировать истину – неизбежно впасть в заблуждение, совершить ошибку, цена которой – утрата доверия, благосостояния, душевного покоя и т.п.
Там, где нет истины, не может быть ни настоящего успеха, ни счастья, ни здоровья, ни благоденствия.
ЗАКОН ГАРМОНИИ
Гармония – «(греч. harmonia – связь, стройность, соразмерность) соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органичное целое. <…> В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного» {4, с. 252-253}.
Я.А. Коменский так характеризовал нарушение закона гармонии в работе учителя: «Ошибку делают те наставники, которые хотят достигнуть образования вверенного им юношества тем, что много диктуют и дают заучивать много на память без тщательного разъяснения вещей» {6, т. 1, с. 334}. «Однако дай <…> [ученику] работу, ты скоро его ободришь, скоро привлечёшь его внимание к нужному предмету» {6, т. 1, с. 537}.
Закон гармонии: все элементы любого дела или изделия должны быть согласованы между собой по основным параметрам: необходимому количеству, качеству, направленности.
Приходя в гармоничное сочетание, свойства каждого элемента в отдельности и всего целого усиливаются. Это касается как позитивных, так и негативных свойств.
Примечание: гармонизации негативных сил следует опасаться, противодействовать незамедлительно.
Незнание, неумение, недобросовестность, нежелание понимать и делать нужное, беспечное и безответственное отношение к последствиям имеет только отрицательные последствия; опасны и для того, кто нарушает гармонию добрых сил, и для окружающих.
В организации деятельности школы закон гармонии нарушается постоянно, порождая трудности и массу проблем.
ЗАКОН ГУМАННОСТИ
Гуманизм – «(от лат. humanus – человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений» {4, с. 320}.
Гуманный – «<…>. Направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый» {19, с. 149}.
«Я.А. Коменский видел подлинную человечность личности в результатах его активного воздействия на окружающий мир с целью установления в нём гармонии и порядка» {6, т. 1, с. 14-15}.
Закон гуманности: все сферы и способы деятельности должны быть проникнуты заботой о благе человека, помогать каждому стать добрым, отзывчивым, избирать такие методы, с помощью которых, создавая счастье для себя и своих близких, способствовать благу общества, человечества.
Гуманность должна пронизывать всю работу любого образовательного учреждения, в первую очередь – общеобразовательной школы.
Во-первых, потому, что человек идёт в школу с доверием, с желанием показать всем всё лучшее в себе и развить его, с надеждой узнать в школе всё ценное, научиться всему полезному. Если его надежда оправдается, если к нему будут относиться гуманно, учиться ему будет легко и приятно, поскольку сохранится желание идти в школу и заниматься – самый лучший помощник в любой работе, в том числе и учебной.
Во-вторых, ребёнок легче всего учится, подражая. Пусть, подражая лучшему в других, легко учится гуманности: доброте, отзывчивости, человеколюбию, прежде всего, у своих учителей, товарищей, положительных героев изучаемого материала. В атмосфере взаимного внимания и доброты успешно учиться легко и приятно.
В-третьих, на доброе слово и дело ребёнку легче всего отозваться добрым чувством, добрым делом. Пусть легко привыкает делать доброе. В добром самое ценное в том, что оно «тем более и сильнее удовлетворяет всех, чем больше и большему числу лиц сообщается» {6, т. 1, с. 248}.
Гуманность необходимо проявлять ко всем детям без исключения. Гуманность к трудным, слабым, несимпатичным заключается в создании таких условий, в которых даже самый непривлекательный ребёнок будет охотно проявлять свои лучшие качества, своими делами убедит других, что и он достоин внимания и уважения.
В обстановке благожелательности такие дети быстро «расцветают» и от прежней их непривлекательности не остаётся и следа.
ЗАКОН МУДРОСТИ
«Мудрость – глубокий ум, опирающийся на опыт» {19, с. 369}.
Я.А. Коменский назвал её храмом, украшенным светом истины и гармонией. По его мнению, задача мудрости – способствовать не «победе какой-нибудь партии над другой, а в достижении всеобщей гармонии; <…> стараться посредством нахождения истины, лежащей посередине, приводить между собою в согласие враждебные мнения <…>».
«Мудрецы, рассматривая свои и чужие дела, видят <…> не через очки общепринятых мнений, а благодаря яркому свету истины» {6, т. 1, с. 253}.
«Мудр не тот, кто знает многое, а тот, кто знает полезное» {6, т. 1, с. 381}.
Закон мудрости: любое решение должно приниматься только во благо всех и каждого на основании глубокого и всестороннего учёта истинного положения вещей, реализовываться должен наилучший из возможных вариантов достижения достойной цели, применимый в конкретных условиях в нужное время, в нужном темпе, с наименьшими затратами, с наилучшими последствиями.
Факторы, способствующие появлению негативных последствий, устраняются незамедлительно.
Корень мудрости в понимании: необходимо определить истинную причину происходящего, чтобы не сделать проблемы из пустяка.
Мудрость приходит не вдруг. «Мудрый от мудрого может учиться и <…> не есть бесчестье <…> изменение своего убеждения в лучшую сторону» {6, т. 1, с. 45}.
«Вполне соответствующей своему назначению я называю только такую школу, <…> в которой <…> умы учащихся озарялись бы блеском мудрости, <…> чтобы обучали всех, всему, всесторонне» {6, т. 1, с. 299}.
«Но какая школа до сих пор ставила себе это целью, не говоря уже о том, чтобы она её достигла?» {6, т. 1, с. 300}
Закон мудрости обладает свойствами интеграла: он так объединяет в себе свойства трёх других законов, что, если у каждого из них и есть какие-то уязвимые места, в законе мудрости они нейтрализуются, а позитивные свойства приобретают неодолимую мощь.
Иерархическая структура законов и принципов АТУВО
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
ЗАКОНЫ – |
ПРИНЦИПЫ – |
Мудрости – |
||
Истины – основание надёжности |
Целесообразности; |
|
Гармонии – залог стабильности |
Интегративности; |
|
Гуманности – источник здоровья и радости |
Природосообразности; |
С помощью этой таблицы легко находить настоящую причину появления той или иной сложности или проблемы в учебном процессе, в том числе и «нерешаемой», и путь её устранения.
Законы истины, гармонии, гуманности реализуются посредством использования определённых принципов. Закон мудрости требует соблюдения всех принципов и, благодаря этому, является гарантом выполнения педагогической деятельности на самом высоком качественном уровне.
Законы истины, гармонии, гуманности и мудрости защищают устои жизни на высоком качественном уровне, помогают чётко и ясно увидеть главные жизненные ценности, ориентироваться только на них, с их помощью создавать блага себе, своим близким, обществу, человечеству.
Использование законов, принципов и структур АТУВО для объективной диагностики и успешной коррекции существующей системы работы школы позволяет выявить её достоинства и устранить массу проблем из жизни учителей, учащихся и их родителей.
Акмеологическая технология успешного воспитания и обучения рассматривает школу как общественный и государственный институт, основная задача которого – помочь молодому поколению подготовиться к успешной жизни в мире и обществе, а для этого – приобщиться к культуре, созданной предыдущими поколениями, постигнуть основные законы и правила благополучного бытия и способы их реализации во благо себе и другим, сделать себя способным и готовым к выполнению этой жизненно важной задачи.
Школа для учащихся – Храм Знаний, Дом Радости и Мудрости.
Практическая часть акмеологической технологии успешного воспитания и обучения, вобравшая в себя опыт лучших отечественных и зарубежных педагогов, предлагает пути, средства и способы, позволяющие не декларировать, а без особых усилий и дополнительных материальных затрат обеспечить глубокую, всестороннюю подготовку каждого человека к стабильно успешной и благополучной жизни в постоянно меняющихся условиях.
Успеху способствуют:
1. Методические основы планирования учебно-воспитательной работы в школе.
2. Рекомендации по выполнению педагогической деятельности на высшем уровне качества.
3. Алгоритмы педагогической деятельности.
Методические основы планирования учебно-воспитательной работы в школе помогают преодолеть формализм:
– в них формулируются педагогические задачи каждого года обучения, направленные на устранение из жизни школы и общества одной из самых сложных проблем;
– задачи располагаются таким образом, что успешное решение предыдущей способствует не менее успешному решению последующих;
– педагоги опираются на возрастные и индивидуальные достоинства каждого ребёнка обеспечивает всестороннее гармоничное развитие его личности, помогают безболезненно социализироваться, верно определить свой жизненный путь и быть готовым к успешному решению любых задач, которые поставит перед ним жизнь.
Рекомендации и алгоритмы акмеологической технологии успешного воспитания и обучения являются теми средствами, которые в повседневной педагогической деятельности позволяют каждой школе экономно расходовать силы и время всех участников учебно-воспитательного процесса, но при этом достигать таких высоких результатов, о каких мечтают только самые лучшие педагоги:
– с помощью музыки повысить интеллектуально-нравственную восприимчивость и умственную работоспособность учащихся, сделать их учебный труд более результативным;
– систематически анализируя результаты учебной работы учащихся по несложной методике, поощряя успехи, своевременно и тактично помогая отставшим, обеспечить повышение успеваемости учащихся на 1–2 балла;
– проводя несложные наблюдения за исполнительской дисциплиной учащихся, поощряя их за добросовестность и прилежание, используя интересные и несложные методики работы с менее сознательными учениками, помочь им стать дисциплинированными и прилежными;
– применяя такие организационные формы, как микрогруппы по психологической совместимости и доминирующему интересу, индивидуально-коллективное шефство старших школьников над младшими, направить неуёмную энергию подростков на выполнение полезных и увлекательных дел, обеспечить их полноценное всестороннее развитие, индивидуальный подход к каждому ребёнку, облегчить их социализацию;
– восстановить и укрепить связь школы с родителями учащихся, создать психологически комфортные условия всем участникам учебно-воспитательного процесса;
– с помощью структуры учебного материала и интеллектуальной деятельности выявлять недостатки учебных программ и учебников, успешно их устранять и обеспечивать успешное ознакомление учащихся с наиболее ценными свойствами изучаемого, способами их использования во благо человека, общества, человечества;
– бережно и искусно использовать время урока для отличного усвоения учащимися программного материала в классе, высвободить внеурочное время для отдыха, занятий по интересам и развития творческих способностей.
Благодаря применению нумератора – самого совершенного безмашинного средства обратной связи – имеется возможность:
а) каждому ученику отвечать на каждый вопрос учителя;
б) получать информацию о конкретных трудностях, возникающих у учеников при восприятии и освоении нового;
в) своевременно оказывать помощь каждому силами лучших учащихся и одновременно оказывать положительное влияние на межличностные отношения в классном коллективе.
В случае применения такой организационной формы, как работа учащихся в постоянных учебных парах, каждому ученику предоставляется возможность:
– работать в своём темпе над преодолением своих трудностей, не выпадая из общего ритма;
– усваивать новый материал только на «отлично»;
– научиться и приучиться строить и укреплять отношения доброжелательного сотрудничества.
Акмеологическая технология успешного воспитания и обучения принесёт пользу педагогам, учащимся, их близким, обществу и государству, если работники системы образования получат возможность основательно с ней ознакомиться, овладеть средствами педагогического воздействия, которые она предлагает.
Педагоги будут использовать её эффективные средства активней, если аттестация педагогических кадров, повышение заработной платы работникам системы образования будет производиться с учётом не только стажа работы педагога, но, в первую очередь, качества результатов педагогического труда.
Совершенствование традиционного учебно-воспитательного процесса будет лёгким и ещё более успешным, если разработчики отчётно-нормативной документации и создатели учебных программ, учебно-методических материалов будут активно использовать потенциал акмеологической технологии успешного воспитания и обучения.
Стоит только постараться выполнить эти немногие, но такие нужные действия, абсолютное большинство трудностей и проблем исчезнет из нашей жизни как бы само собой. Ради такой перспективы ПОСТАРАТЬСЯ СТОИТ!
Примечания:
[1] На базе акмеологической технологии успешного воспитания и обучения. Президиумом Академии акмеологических наук одобрено, утверждено и рекомендовано к широкому использованию в системе образования.
Литература
1. Акмеология 2005: методологические и методические проблемы. Вып. 10 / Ред. Н.В. Кузьмина.– СПб., 2005.
2. Акмеология образования: Юбилейная сессия / Ред. Н.В. Кузьмина, А.М. Зимичев.– СПб., 1998.
3. Акмеологическая школа: поиски и решения / Ред. В.Н. Максимова.– СПб., 1998.
4. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. второе, перераб. и дополн.– М.-СПб.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
5. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетический историзм.– СПб., 2004.
6. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1, 2.– М.: Педагогика, 1982.
7. Кон И.С. В поисках себя.– М., 1984.– С. 158–170.
8. Кузьмина Н.В. и др. Методы системного педагогического исследования.– М., 2002.
9. Кузьмина Н.В., Карпов В.В., Варфоломеева Л.Е. Согласование требований государственных образовательных стандартов к уровню профессионального образования преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей.– М.-СПб., 1998.
10. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.– Л., 1970.
11. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования.– М., 2002.
12. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии.– СПб., 1995.
13. Тимофеева С.Я. Безмашинные средства обратной связи в функции активизации обучения и контроля знаний // Активные методы обучения в системе непрерывной подготовки кадров.– Л., 1991.
14. Тимофеева С.Я. Домашние задания: способы решения проблем средствами технологии активного обучения // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения.– СПб., 1997.
15. Тимофеева С.Я. К вопросу об экологии умственной деятельности (тезисы) // Проблемы цивилизации.– Л., 1992.
16. Тимофеева С.Я. Методические основы планирования воспитательной работы школы // Школа высокой обучаемости / Под ред. д.п.н. Л.Н. Засориной.– СПб.–Кировск, 2002.
17. Тимофеева С.Я. Основы разговорного немецкого языка и этики речевого общения.– СПб., 1995.
18. Тимофеева С.Я. Этапы профессионального становления и развития личности // Профессиональное последипломное образование: проблемы и перспективы. Ч. I.– СПб.,1997.
19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.– М., 2001.– С. 840.
20. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки.– М.: Педагогика, 1979.