В.В. БОГДАНОВ
Поэма или пророчество?
Каждый вдумчивый читатель, встречаясь с тем или иным произведением А.С. Пушкина, подсознательно ищет в нём скрытый смысл. В этом и заключается особая притягательность произведений великого поэта. О Пушкине написаны тысячи статей. Даже отдельным стихотворениям посвящены целые книги, но вот пророческая сторона его творчества случайно (или не случайно) оказалась скрытой от читателя. Таким пророчеством является знакомая всем нам с детства поэма «Руслан и Людмила».
Но мог ли столь молодой человек (а писать поэму Пушкин начал ещё в Лицее) создать произведение, которое позволяет постичь глобальный исторический процесс и место в нём России, как в прошлом, так и в будущем? Казалось бы, нет. Но не будем забывать, что существуют озарения, дарованные Свыше. Примером может служить пророк Магомет, который вообще был неграмотным и вдруг, впадая в трансовое состояние, начинал проповедовать. Его слова записывали. Так родился Коран.
В.А. Тропинин. |
Что же происходит в поэме «Руслан и Людмила»? Черномор пытается закабалить славянские народы, причём не путём военной агрессии, а хитростью, украв их сознание, парализовав волю, прельщая всякими богатствами. Людмила – душа народа, его сознание – похищена. Благонамеренные государственные структуры (Владимир), как всегда, беспомощны. Руслан находит обидчика, вступает с ним в борьбу и после долгих приключений побеждает.
Не случайно Руслан отправился искать Черномора на Западе. Но кто же такой Черномор? Эту тайну ему открывает Финн:
«…Волшебник страшный Черномор,
Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор»[1].
Но где же на Западе горы? Уж не в Швейцарии ли? По пути Руслан встречает нечто необыкновенное – живую Голову как символ власти, всегда оторванной от народа. В схватке с Головой Руслан бьет её не в глаз, не в щеку:
«И, задрожав, булат холодный
Вонзился в дерзостный язык».
Говоря современным языком, Руслан «нейтрализовал» лживые СМИ. Результатом победы стал меч, которым можно победить даже Черномора. Но у того есть своя сила – она в бороде. Что же это за символ? Финансово-кредитная система, которая правила миром тысячи лет. На чём построен мировой капитал? На ограблении народов путём кредитования государств международными банковскими структурами, вроде Международного валютного фонда. Понимал ли это А.С. Пушкин? Вспомним другое его произведение – «Евгений Онегин». В первой главе, где поэт описывает своего героя, есть такие строки:
«Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом».
Адам Смит (1723–1790) – крупнейший представитель английской классической политической экономии. Один из образованнейших людей своего времени. Основной труд – «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Он вплотную подошёл к теории прибавочной стоимости К. Маркса, высказывался за сокращение расходов на содержание чиновничества, армии, духовенства. Он первым поставил вопрос о капитале. Был сторонником невмешательства государства в экономику.
Пушкин, как и его герой, читал А. Смита и столь глубоко изучал отдельные экономические проблемы, что высказал по целому ряду из них оригинальные суждения. В созданном им литературном журнале «Современник» было опубликовано сочинение Александра Путяты «Опытный помещик или вернейший руководитель господ владельцев к увеличению доходов с недвижимых имений в три или четыре раза более обыкновенного». Политэкономию Пушкин слушал у профессора Куницына. В 1818 г. вышла из печати книга Н. Тургенева «Опыт теории налогов», где получили развитие некоторые теории А. Смита, и эту книгу Пушкин внимательно прочёл. Поэт понимал сущность финансово-кредитной системы и роль банков в закабалении народов мира. А страна банков – Швейцария с её горами и прекрасным климатом.
И если с этих позиций понимать происходящее, то совсем не покажется странным следующий факт. Все страны веками на ножах, а в центре Европы расположилась «заговорённая» Швейцария. В ней военных действий не было с 1812 года. Даже две мировые войны её не коснулись. А ведь здесь хранятся немалые запасы золота. Но даже Гитлер не тронул Швейцарию, в банках которой хранились ценности стран, воевавших против него. Он умышленно её обходил.
Руслану после битвы с Головой достаётся меч. Что это за символ? Меч – это Знания. Не случайно Черномор не смог их уничтожить: Знания уничтожить нельзя. Он их спрятал, но и скрывать их вечно тоже нельзя.
Пушкин с его гениальностью предвосхитил многие моменты истории и дал им объяснение, в том числе позор Черномора, лишившегося бороды:
«Он звёзды сводит с небосклона,
Он свистнет – задрожит луна;
Но против времени закона
Его наука не сильна».
Эти слова произносит Финн. Случайна ли эта фраза? Что это такое – закон времени? Может, он и есть самый главный закон нашей жизни?
Одно из качеств толпы – стремление жить по готовым рецептам, которые раздают подсунутые ей авторитеты. В результате в обществе каждый в меру понимания работает на себя, а в меру непонимания – на понимающего больше, не видя процесса управления извне. Но как обычному человеку достичь такого понимания? В ходе исторического развития элитарные структуры вынуждены были открывать доступ широких масс к образованию. Вся история образования – это борьба за доступ к знаниям как можно большего числа людей. Здесь и реформы Петра I, и деятельность М.В. Ломоносова. Прошли сотни лет. И снова путь к образованию закрывается. Родителям за всё приходится платить. Даже детские сады стали элитарными. Кто учится в платных школах? Дети врачей, учителей, рабочих? Нет. Зато обокравшим их жуликам надо обязательно выучить своих детей, чтобы в дальнейшем они могли проводить в жизнь политику эксплуатации.
Но вернёмся к строкам Пушкина: «Но против времени закона его наука не сильна». В настоящее время процессы, происходящие в мире, повысили роль Знания. В результате изменилось соотношение частот биологического и социального времени. Среднестатистически раз в 25 лет у родителей появляется первый ребёнок. Тогда частоту fб = 1/25 возьмём в качестве эталона биологического времени. Она характеризует скорость обновления человечества. В технике в ходе её развития идёт процесс вытеснения устаревших технологий новейшими. Обозначим время обновления знаний Tзн. Тогда частота социального времени будет fзн = 1/Tзн.
Предположим, мы родились в середине XVII века и решили посвятить себя изучению физики. По каким книгам мы учим физику? По Аристотелю! 2000 лет – по Аристотелю. Одно и то же знание было уделом многих поколений (fзн = 1/2000, а fб = 1/25). Но вот родился Ньютон. Произошёл переворот в физике: fзн = 1/400. Сейчас Tзн = 5–10 лет, а в развивающихся областях и того меньше. Если специалист по информатике не будет следить за новинками в своей области 3–5 лет, он уже потеряет свою квалификацию.
Произошло изменение соотношения эталонных частот биологического и социального времени. При библейском соотношении частот, какое знание вы получили раз в жизни, с таким и умрёте. Жречество, стоявшее над «чернью» и элитой, дозировало распределение знаний. Ранее обретение какого-то знания давало человеку право занять устойчивое положение на более высоких ступенях толпо-элитарной пирамиды. Теперь положение изменилось, так как знание успевает устареть неоднократно в течение одной жизни и надо обладать не только фактологией, но и методологией получения нового знания. И чем больше людей в обществе интересуются методологией получения нового знания, тем больше клан жречества «размывается», увеличивается до границ всего общества, и теряется монопольно-высокая цена на продукт управления. Но «хранители Знания» не сдаются. В ход пошло «запрещённое оружие» – наркотики; алкоголь; музыка, одуряющая молодёжь; ложь о ценностях жизни в СМИ. Однако ход исторического процесса изменить нельзя, и конец XX века «родил» новый вариант поэмы:
«Тем завершаем наш рассказ,
Да и столетье на исходе.
Раз ожила душа в народе,
Зажили дружно. В добрый час!»
Примечания:
[1] Цитаты из текстов поэта даются по изданию: А.С. Пушкин. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 2, 3.– СПб.: Библиополис, 1993.