В.А. СИНКЕВИЧ, В.А. ГАПОНОВ
Способ музыкально-акустической шумовой терапии
православными песнопениями как способ перевода
агрессии в творческое переживание
В данной статье даётся представление:
– о шуме как основной форме, сопровождающей протекание всех природных процессов;
– об агрессии как линейном, моноамплитудном вырождении естественных «пакетов» шума (анализ аудиоспектрограмм агрессивных звуков);
– о творческом переживании как нелинейном процессе восприятия (порождения) окружающего мира (анализ временных и смысловых закономерностей восприятия речи и музыки).
1. Шум. Христианская онтология шума
и психофизиология шума. Практические последствия
Вы знакомы с шумом с детства, с осознания того, что мешает, а в дальнейшем, что радует и благоволит душе и телу в жизни Вашей.
Мешает шум техногенный и людской, идущий от нарушения, от несовершенства, от повреждения человека грехом, распространяющий это повреждение в делах и изделиях, в разговорах и культуре, которой он компенсирует утрату своей духовности. Благоволит Вам шум природный: шелест листьев, травы и леса; журчание ручейка, спокойный шум реки, озера, моря, во всплесках волн, в неслышимых пузырьках и барашках волн; высокочастотный, неслышимый шум на склоне гор, на вершинах. Природный шум как благодатный шум, звук в его неразличении, без явной границы, как основа радости и здоровья. И техногенный шум как источник прерывания, напряжения, угнетения жизненных сил и переживаний, не всегда осознанный, но мешающий.
Для христианина шум есть источник причин жизни, который дан в Священном Писании и предании, которые даны Богом.
В Библии шум упомянут 61 раз. На церковнославянском языке шум глаголится «гласом». После грехопадения шум является условием нашего существования, а также формой нашей защиты и нашего повреждения. Двойственность шума многоразлична. «Глас» Бога, «шум» природы являет себя человеку и в виде благодати (дождь с радугой), и в виде разрушения (гром с молнией). (Кстати, гром звучит в «мужском» звуковом диапазоне – 50–500 Гц.)
Все тварные процессы имеют шумовую природу. Нет моночастотных естественных звуков, а только узкополосные шумы (вы их видели на кардиограмме, энцефалограмме, когда шум боли пытались объективировать, «овеществить» фрагментами на экранах кардиографа и энцефалографа). Шумом можно убить (большинство заболеваний есть следствие техногенных шумов), но шумом можно и вылечить. Для читателей, оснащённых естественнонаучным образованием, эту двойственность можно проиллюстрировать двумя типами шумов: коричневыми, чёрными, отражающими разрушение, броуновские процессы, и фликкер-шумами, наиболее распространёнными в живой природе.
«Христианская онтология шума» даёт ключ к решению многих вопросов естествознания.
В естествознании многообразные виды шума рассматриваются со сложной структурой. Различают шум – белый, розовый или фликкер-шум, коричневый, чёрный, и т.п. Если «белый шум» представляет собой беспорядочное, по случайному закону, распределение частоты, амплитуды, фазы, поляризации, – то иные формы шумов различаются уплотнением в низкочастотную сторону спектра.
Двойственность тварности (первозданной и отягощённой грехом) можно проиллюстрировать на двух формах шумов. Во-первых, везде присутствует форма «мерцающего» фликкер-шума. «Фликкер-шум» (1/f, избыточный шум) – аномальные флуктуации, для которых характерна обратно пропорциональная зависимость спектральной плотности мощности от частоты в отличие от белого шума, у которого спектральная плотность постоянна.
Другая сторона шума природы, отягощённой греховной тварностью, – это коричневые и чёрные шумы, которые свидетельствуют о «броуновском движении» тварных процессов, об их распаде, неопределённости, «умирании». Зачастую шум имеет определённую звуковую структуру, достигая определённости одной частоты или группы, – неестественной организации спектра частот. Эти шумы называются техногенными. С техногенным шумом связан шум человеческой речи и деятельности, идущей от духовного повреждения, от глупости.
Естественный, первозданный (естественно, после грехопадения) природный шум является условием нашего существования. С другой стороны, техногенный шум на основе природного естественного шума для нашей повреждённой природы является формой защиты нашего организма, чувств и сознания. Если нормальный человек стремится к природному естественному шуму, не отягощённому техногенными шумами (фликкер-шуму), который можно обнаружить далеко за городом (вечернюю «мерцающую» тишину, шелест листьев, травы, журчание ручейка, плеск волн, и т.д.), т.е. за пределами «цивилизации», то для повреждённого грехом человека его «естественное» состояние, его психофизиологическая защита обеспечивается соответствующими техногенными шумами. К сожалению, наиболее широко распространена любая форма человеческой деятельности под стрессирующую «музыку» со структурой навязанного, жёсткого, взволнованного, околосердечного ритма, которая воспроизводится в средствах массовой коммуникации.
Здоровый организм требует здоровую звуковую среду, которая и обеспечивает его здоровье. Подпороговый шум, природный и техногенный, составляет основу жизнедеятельности человеческого организма, и он различен в деревне и в городе. Сюда относятся:
– геофизические шумы, геомагнитные, геозвуковые, например инфразвуковые шумы при приближении землетрясения, которые частично чувствуют животные;
– шумы биосферы, растительности, животных и пресмыкающихся; шумы воды: ручейков, рек, озёр, морей; шумы волн и ветра;
– различные разновидности дождя.
Журчание ручейка, шум капель дождя, неспешный плеск волн – здесь акустический шумовой спектр благодатный, природа благоприятствует человеку. Но необходимо отличать и неполезность природного шума: горной речки – быстрой, мощной, шумливой, опасной; сильного пронизывающего ливня; сильного морского прибоя. Несмотря на завораживающее гипнотическое воздействие, неполезность заключается в ассиметричном смещении акустического спектра, усиления инфразвуковых волн, рваных узкополосных шумов – и, как следствие, в изменении артериального давления, нарушении функционирования сердечно-сосудистой системы и прочем.
Для человека, не знакомого с историей физиологии, будет звучать парадоксально утверждение, что в человеческом организме протекают не отдельные электрические (электромагнитные, звуковые) гармонические, ритмические процессы, как бы описанные синусоидально (а таковых «ритмов» выделено несколько сот), но шумовые пакеты волн. В организме человека и животных флуктуируют практически все считываемые параметры. Размах колебаний может достигать нескольких сот процентов от среднеарифметической величины. Модуляторами амплитуды флуктуаций являются гравитационное поле, солнечная активность, биоэнергоинформационное воздействие, состояние центральной и вегетативной нервной системы, температурный фактор, рН, концентрация кислорода, и др. Размах флуктуаций изменяется после иммунизации, введения кофеина, мединала, адреналина и пр. (А.Н. Ложкина. «Флуктуации динамических параметров биологических систем». http://rusnauka.narod.ru). Было даже высказано предположение о том, что нормальная динамика у здоровых индивидуумов имеет «хаотическую» природу, а болезнь связана с периодическим поведением.
На основе закономерностей узкополосных шумов восприятие человеком окружающего мира сформулирован технический способ воспроизведения полезного «лечебного» шума, разработан метод акустического массажа объёмным звуком. (Более подробные сведения можно найти на сайте по музыкально-акустической шумовой терапии православными песнопениями.)
С учётом перечисленных особенностей шума как «гласа» разработан и осуществлён в приборе специально организованный узкополосный шум, меняющийся по психофизиологическим закономерностям. При воспроизведении его в специальных акустических системах одновременно с древнерусскими песнопениями получен стойкий лечебный эффект, экспертизы которого проводились в медицинских и психологических организациях Санкт-Петербурга с 1992 года. Использование древнерусских песнопений связано с тем, что в знаменном распеве музыкальный период имеет декасекундный плавающий ритм. Этот спектр колебаний ближе всего к управляющим ритмическим психофизиологическим процессам мозга и человеческого организма.
Создан технический комплекс музыкально-акустической шумовой терапии, который применяется при реабилитации больных.
2. Представление об агрессии как линейном,
моноамплитудном вырождении естественных «пакетов»
шума (анализ аудиоспектрограмм агрессивных звуков)
Патология звуков твари проявляется в неестественности звучания, которая при аудиоспектральном анализе проявляется в ровной амплитуде звучания.
Для нормы звучания всей твари характерен нелинейный спектр звучания, гиперболические (и иные) кривые затухания звука, пакеты нелинейно пульсирующих фликкер-шумов и т.п.
Патология звучания твари проявляется:
1) через имитацию техногенных звуков человеческой жизнедеятельности (постоянный ритм амплитуды звуков механизмов, моторов, жёсткий ритм средств массой аудиоинформции, рок музыки и др.);
2) путём выражения такой структурой (с постоянным амплитудно-временным спектром) агрессивности, отчуждённости, настороженности твари (птицы, зверя) к окружающему миру. Это, прежде всего – защита своей территории, потомства, корма, брачные игры и т.п.
В книге «Акустическая диагностика по голосу агрессивности человека и животных» (методика исследования аудиоспектрограмм) примеры природных звуков (в норме и патологии) даны в различных амплитудных временных спектрах природных звуков: ручья, птиц, льва, замедленных в десятки и сотни раз.
Сами уровни повреждения звуков речи можно разделить условно на три группы (с 50% зоной перекрытия) при растягивании аудиоспектра.
Зоны растягивания (расширения аудиоспектра) составляют приблизительно 12–20 этапов. И каждая группа, «зона растягивания» составляет около 4–6 этапов «растягивания». На аудиограмме отчуждённость, неестественность, агрессивность проявляются в участках с ровной амплитудой на каждом расширении (растягивании), если они есть в наличии.
Первая зона «растягивания» спектра соответствует «социально-психологическим повреждениям, агрессивному культурно-мировоззренческому фону.
Вторая зона «растягивания» спектра соответствует нейрофизиологическому уровню анализа процессов повреждения. Эта зона сигнализирует о скрытом заболевании или, если повреждения непрерывно переходят из первой зоны во вторую, то о многолетнем повреждённом процессе – закреплённом на разных уровнях ритмической активности психофизиологических процессов. Если 1-я зона «нормальная», а 2-я зона «патологическая», со следами рваных кусков прямых амплитудных участков, то это может свидетельствовать о скрытых напряжённых помыслах, внутреннем недовольстве.
3. Представление о творческом переживании как нелинейном
процессе восприятия (порождения) окружающего мира
(анализ временных и смысловых закономерностей
восприятия речи и музыки)
Проблема развёртывания переживания от агрессивного (гедонистического, реалистического, ценностного) к творческому сводится к изменению пространственно-временных параметров переживания путём переорганизации эмоционально-оценочных признаков образа. Этапы переживания, сформулированные Ф.Е. Василюком, – это, в конечном счёте, этапы усложнения, повышения организованности пространственно-временных параметров восприятия мира, создания нового образа жизни.
С точки зрения социально-психологических уровней персонификации среды перечисленные параметры делятся на две формы восприятия образа:
1) социально-психологическое пространство – время, которое идентифицируется и контролируется человеком как «своё»;
2) «чужое», неопределённое пространственно-временное образование, зависимое или независимое, которое психологически существует вне пределов психологически значащего мира личности, за границей контроля и идентификации.
Если в первой форме дана психологическая непосредственность организма, то во второй – тот пространственно-временной мир, в котором человек живёт объективно. Эти два психологически пространственно-временных образования, в которых человек «удваивает» себя, взаимообусловлены и нелинейны. Поэтому боль, если её рассматривать как патологию одного из пространственно-временных миров (например, внутреннего) однозначно порождает патологию и другого пространственно-временного мира (например, внешнего). И здесь степень нелинейного соответствия зависит от осознанности обоих миров, как простейшей эмоции, так и мировосприятия.
Во время творчества, при удвоении психологического пространства-времени жизненного мира – наблюдается свертывание «там и тогда» в «здесь и теперь», т.е. наблюдается развёртывание психологического пространства-времени, что и должно быть задачей психотерапии. При этом «душевная» и «физическая» боли отходят на второй план, а за счёт переорганизации эмоционально-оценочных реакций сама боль как проблема организма снимется.
Можно сформулировать, что процесс преодоления боли заключается в переводе от одного типа переживания к другому (от гедонистического, через отождествление реалистическому и ценностному, к творческому), а на практике это – процесс формирования творческого переживания.
Основа процесса формирования творческого переживания предполагает обязательное равенство психологического пространственно-временного образа мира («там и тогда») исходному («здесь и теперь»).
Обозначим ситуацию возможных равных реализаций как систему равнообъёмных психологических пространственно-временных образований, равных «здесь и теперь», обозначив «здесь и теперь» как единичный объём. Тогда практическая реализация в ходе психотерапевтического воздействия (удвоения себя «здесь и теперь» в «там и тогда») будет подчиняться простейшей математической закономерности в целостном процессе болевого переживания – удвоению объёмов на равнообъёмной шкале (математическая модель временной и смысловой организации психологического воздействия, этапов переживания дана далее).
Эффективность преодоления болевого переживания предопределена временной и смысловой организацией психологического воздействия. Эта предопределённость исходит из структуры творческого переживания, из того, что организация творческого переживания состоит в удвоении пространственно-временных параметров переживания, которые характеризуют свёртывание «там и тогда» в «здесь и теперь», т.е. пространственно-временное психологическое освоение мира.
Цель психологического воздействия – побудить человека к определённым действиям. Сама переорганизация болевого переживания должна заинтересовывать, быть психологически мотивированной, восприниматься некритически.
В качестве математической модели психологического воздействия можно предложить простые принципы временной и смысловой организации суггестивного текста.
1. Исходя из конкретных задач воздействия, определяется «единичный уровень речи» (уровень предикации) – слово, предложение, абзац, раздел.
2. Подсчитывается общее количество «единиц речи».
3. Общее количество «единиц речи» завершённого речевого текста принимается за «единицу» и умножается на показатели шкалы смысловой и временной организации речевого текста по шкале 2–K/3.
Предложенная в таблице 1 шкала представляет собой последовательность удвоения обратных объёмов психологического пространства речевого текста, речи, музыки и является выражением его временных характеристик.
Таблица 1
Этап |
Градации |
Показатель |
Продолжи- |
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. Привлечение внимания |
|
|
|
|||||||||
2. Побуждение к дальнейшему |
|
|
|
|||||||||
3. Возбуждение желания |
Предпосылки |
2–2/3 = 0,629 |
0,629 – 0,793 |
|||||||||
4. Побуждение к действию |
|
|
|
Шкала смысловых и временных уровней организации психологического воздействия предназначена для психологически некритического, «авторского» изложения и восприятия речевого текста и музыкального произведения и просчитана на большом материале литературы и музыки, на материале, который является для нас общезначимым каноном культуры. Если в речи «единицами текста» являются «уровни предикации», то в музыке – «уровни ладообразования».
Процесс перевода агрессии в творческое переживание проходит акустическое тестирование по голосу на предмет определения наличия агрессии. Если имеется не более 3–4% прямых участков амплитуды на всех расширениях аудиоспектра, то это обычная ситуативная агрессия, отчуждённость человека от мира, характеризующая стандартную агрессивную социальную учебную и производственную среду, в которой живёт человек. Если же следы прямых участков амплитуды на аудиоспектрограмме превышают 4–5%, то можно говорить об агрессивности в характере, закреплённой в многоуровневых очагах возбуждения психофизиологических процессов, которые на уровне управляющих систем отражают усечённые сверхмедленные потенциалы, как головного мозга, так и всего тела: 1–7 с (а в норме – декасекундная управляющая ритмическая система).
Посредством проведения сеансов музыкально-акустической шумовой терапии православными песнопениями происходит следующее:
– удлиняется период сверхмедленных психофизиологических управляющих процессов, от усечённых – до нормы (декасекундных);
– уменьшаются психофизиологические и нейрофизиологические нарушения, выраженные в синхронизации асимметрии как напряжения мышц, так и скоростей биохимических реакций в клетке (за счёт того, что узкополосный шум, воспроизводимый специальной аппаратурой, тождественен и естественному шуму, и нелинейной организации спектра ферментного обмена АТФ).
Проведённые в клинических условиях с 1992 г. экспертизы на взрослых и детях, заключённых, алкоголиках и наркоманах, «нормальных» и с психическими отклонениями – показали уменьшение агрессии, что легко обнаруживается на аудиоспектрограммах после проведения серии сеансов музыкально-акустической шумовой терапии православными песнопениями.
Литература
1. Гапонов В.А., Калашникова Е.О., Синкевич В.А. Музыкально-акустическая терапия – новые возможности.– СПб., 2001.
2. Синкевич В.А. Знаменный распев и психофизиология – примеры, происхождение пения и музыки в Священном Писании. Шум. Христианская онтология шума и психофизиология шума. Практические последствия.– СПб., 2006.
3. Синкевич В.А. Божья тварь: животные, птицы и насекомые (освящение и повреждение их).– СПб., 2006.
4. Синкевич В.А. Акустическая диагностика по голосу агрессивности человека и животных (методика исследования аудиоспектрограмм).– СПб., 2006.
5. Синкевич В.А. Психология переживания. Психофизиологические методики.– СПб., 2006.
6. Гапонов В.А., Синкевич В.А. Согласный строй священной песни.– Журнал «Наука и религия», 2001, № 8.
7. Гапонов В.А., Синкевич В.А. Преображение музыкальной терапией (некоторые обобщения по результатам изучения звуковых феноменов – голоса, шума, музыки).– Сборник трудов первой конференции АРСИИ им. Г.Р. Державина / Под общ. ред. проф. Д.Н. Киршина.– СПб.: Российское изд-во «Культура», 2005.