С.П. ЛУКНИЦКИЙ
Вопросы авторского права в контексте проблем
интеллектуальной собственности
В соответствии со статьёй 128 Гражданского кодекса Российской Федерации интеллектуальная собственность представляет собой исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Исключительное право по российскому законодательству установлено на следующие объекты:
– произведения литературы, науки и искусства;
– исполнения, фонограммы и передачи организаций эфирного и кабельного вещания;
– изобретения;
– полезные модели;
– промышленные образцы;
– товарные знаки, знаки обслуживания;
– наименования мест происхождения товаров;
– селекционные достижения (сорта растений и породы животных);
– топологии интегральных микросхем.
Выяснение природы авторского права имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение, ибо, познав суть авторского права, можно сформулировать вытекающие из него принципы, которые так необходимы, в первую очередь, законодательным и правоприменительным органам. Принципы права – основные положения, отражающие специфику и содержание права в целом или его частей (отрасли, подотрасли, правового института). В принципах кристаллизируются характерные черты права. Законодательное закрепление принципов просто необходимо, в противном случае они не будут иметь обязательную силу. Принципы должны быть сформулированы в отдельной статье (статьях) отраслевого закона, ибо в комплексном акте содержатся положения различных отраслей права, которым присущи разные начала, и соответственно о принципах в комплексных актах не может быть и речи. Система принципов должна быть открытой, чтобы право было более гибким и не было тормозом в правоприменительной деятельности. Если жизнь будет говорить о «нежизненности» принципов, их можно изменить, внеся соответствующие изменения в закон.
Что же такое авторское право, в чём его сущность?
В момент возникновения авторского права часто произведения рассматривались как движимое имущество, а права на них как право собственности. Таким образом, появились проприетарные теории права. И это неудивительно, право носит некий «священный характер», характеризуется стабильностью, каждый новый факт юристы пытаются подогнать под известные правовые нормы, институты. И, действительно, очевидно, что авторское право имеет сходства с правом собственности. Собственность, если говорить о ней схематично, представляет собой господство лица над вещью. Авторское право есть господство лица над произведением.
Объектом авторского права являются результаты творческой деятельности. Особенностью этого объекта является то, что он нематериален и поэтому неограничен в пространстве и может использоваться одновременно неограниченным кругом лиц, отсюда вытекает необходимая задача – обособление объекта от аналогичных результатов. Кроме того, авторское право имеет двойственный характер: есть правомочия имущественные и неимущественные. Это даёт основание утверждать, что авторское право есть право иного рода, нежели право собственности.
В соответствии с российским законодательством обладателями авторского права являются авторы произведений, то есть физические лица, творческим трудом которых данное произведение создано, а также их наследники. Субъектами авторских правоотношений могут быть не только обладатели авторского права, но и представители авторов по закону или договору, обладатели имущественных авторских правомочий (прав).
Поскольку возникновение авторского права не связано с какой-либо регистрацией, то для оповещения о своих правах обладатель исключительных авторских прав вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на экземпляре произведения и включает в себя три элемента: ©; имя (наименование) обладателя исключительных авторских прав; год первого опубликования произведения.
В законодательстве об авторском праве понятие «произведение» отсутствует, но при этом приводятся признаки охраноспособности. К ним относятся:
1) творческий характер деятельности по созданию произведения,
2) объективная форма выражения в письменной, устной, электронной, звуко- и видеозаписи, объёмно-пространственной или иной форме.
Перечень произведений, являющихся объектами авторского права, содержится в п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». К ним относятся:
– литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
– драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
– хореографические произведения и пантомимы;
– музыкальные произведения с текстом или без текста;
– аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
– произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
– произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
– произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
– фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
– географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
– другие произведения.
Деление прав на имущественные и неимущественные производится в зависимости от того, какие интересы положены в основу правомочия: материальные или духовные. Поскольку практически любое авторское право скрывает в себе как духовные, так и материальные интересы, то понятно, что данное деление условно. Но вместе с тем данное деление необходимо, чтобы обеспечить несколько отличное правовое регулирование (возможно, только охрану) каждому виду права.
Право на использование произведения есть ни что иное, как возможность авторов самим решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведениям и с их использованием. Цель использования произведения – обеспечить его восприятие аудиторией.
Таким образом, использование – действия, обеспечивающие доступ к произведению третьих лиц. Значит, право на использование – возможность обладателя данного права совершать действия, обеспечивающие доступ к произведению третьих лиц или разрешать совершать данные действия другому лицу (лицам).
Закон формулирует право на использование как перечень прав и раскрывает эти права путём перечисления различных способов доступа к произведению (хотя некоторые из перечисленных способов не обеспечивают доступ, а потому и не могут быть имущественными правами с точки зрения теории).
Доступ к произведению может осуществляться разными способами, одни из них будут делать произведение доступными новой аудитории, а другие – нет. Развитие технологий ведёт к появлению всё новых и новых способов использование произведения. Те способы использования, которые расширяют аудиторию, имеют юридическое значение, ибо, раз расширяется аудитория, появляется больший круг людей, воспринимающий произведение, а за восприятие, ознакомление с произведением нужно платить. В данном случае действует принцип, согласно которому каждый раз, когда произведение становится доступным новому виду аудитории – необходимо разрешение автора и выплата ему вознаграждения.