Г.М. ГОЖЕВ
«Сердцевед русской оперы и песни» – Борис Христов
«Сердцевед русской оперы и песни» – так окрестили зарубежные средства массовой информации болгарского певца Бориса Христова, лучшего баса третьей четверти XX века. Его считали также вторым, после Фёдора Шаляпина, басом двадцатого столетия.
В роду Христова издавна любили музыку и пение. Его дед Христо был прославленным певцом в Македонии. Народная легенда гласила: «Когда Христо пел псалмы, соловьи замолкали и слушали его». Начав петь в детские годы, до последних лет жизни пел и отец прославленного оперного артиста, учитель гимназии Кирилл Христов – большой мастер исполнения церковных и народных болгарских песен. Он записал на радио более 400 произведений этих жанров и передал ноты и тексты в Институт музыкознания при Болгарской академии наук. Эту любовь к родной музыкальной культуре унаследовал и Борис Христов.
Он родился 18 мая 1914 года в Пловдиве, но его детство и юность прошли в доме матери Райны, в Софии, в доме № 34 по улице «Царь Самуил», построенном отцом Райны Тодором Попивановым.
В этом доме звучал и тёплый голос единственного и любимого старшего брата Николая – юриста, человека большой культуры и души, пламенно любившего певческое искусство.
С самых ранних лет Борис пел в церковном хоре собора Святого Александра Невского в Софии, а позднее – в гимназическом хоре. Он мечтал о консерватории, но по настоянию матери поступил на юридический факультет Софийского университета. Его сокурсники вспоминали случай, когда они вместе с Борисом смотрели голливудский фильм с великолепным певцом Лоуренсом Тайбетом. После фильма, когда Борис не только точно спел всё песни, прозвучавшие с экрана, но и артистично воспроизвёл характер главного героя, раздались бурные аплодисменты, и кто-то в шутку предрёк, что Борис станет вторым Лоуренсом Тайбетом, на что он ответил: «Не шутите, ещё придёт время, когда я буду петь в «Метрополитен Опера».
Но до «Метрополитен Опера» ещё далеко, а пока Христов поёт в хоре «Гусла». В начале 1940 года состоялся концерт хора в зале «Болгария» – и Борис выходит в первый раз на сцену как солист, да ещё с русской песней. За кулисами его охватила паника, он не мог сделать ни шага. Друзья просто вытолкнули его на сцену, и он запел.
В 1940 году Бориса призывают в армию, но его служба свелась к концертным выступлениям в воинских частях, причём самым главным почитателем его таланта был… ротный командир. После демобилизации Христов, юрист по образованию, получил назначение на место судьи в Софийском суде, но душа его продолжала рваться к пению. Всё чаще и чаще он колебался между профессией юриста и своим творческим призванием. Решительную роль в выборе творческого пути сыграло авторитетное мнение руководителя хора «Гусла», профессора Асена Димитрова, подкреплённое братом Бориса Николаем. Советовал учиться пению в Италии и Ангел Константинов, регент хора собора Святого Александра Невского. Денег на такую поездку в Италию в семье Христовых не было, но наконец возможность появилась…
19 января 1942 года Христову посчастливилось в составе придворной капеллы выступить перед Борисом III. Монарх спросил у Христова, чем он занимается.
– Я юрист, – ответил тот.
– У нас нет недостатка в юристах и не хватает хороших певцов, – заметил царь.
Христову назначили государственную стипендию и послали учиться в Италию. В Риме его благосклонно прослушали Джузеппе Де Лука, Аурелиано Пертиле и Беньямино Джильи. Они рекомендовали талантливого болгарина известному баритону и педагогу Риккардо Страччиари, который согласился быть его учителем. Вскоре появились первые положительные результаты. Но Вторая Мировая война уже приближалась к итальянской столице, и Борис Христов вернулся на родину.
В Софии с большим успехом прошёл его радиоконцерт, подтвердивший, что всего за год молодой певец добился больших успехов. Несмотря на признание софийской публики, сам Борис ещё не совсем был уверен, что стал профессиональным певцом. Вернуться в Рим в это смутное время он не может, и тогда он едет в австрийский город Зальцбург осваивать моцартовский и вагнеровский репертуар.
В 1944 году за отказ вступить в болгарский военный корпус под командованием Александра Цанкова, воюющий на стороне Германии, Христов попадает в «овощное хозяйство» Фельдкирх, являющееся, по сути, концентрационным лагерем, где работали русские дети и подростки, угнанные из оккупированных областей Советского Союза. Капитуляция фашистской Германии застигает его в этом лагере.
По окончании войны Христов даёт несколько благотворительных концертов в пользу Международного Красного Креста. В благодарность за это комендант французской оккупационной зоны помогает ему уехать в Италию. Маэстро Страччиари, уже не чаявший увидеть в живых своего ученика, возобновляет с ним занятия. Через семь месяцев, в декабре 1945 года, Христов предстаёт перед римской публикой в концерте, программу которого составили болгарские и русские песни.
|
Великолепная вокальная техника Бориса Христова была весьма высоко оценена и публикой, и музыкальной критикой. В 1946 году он дебютирует в роли Коллена в опере Пуччини «Богема» на сцене маленького театра в городе Реджио-ди-Колабрия. Публика была в исступлении и заставила певца три раза бисировать арию Коллена из IV действия оперы. В следующем году, уже в Риме, Христов триумфально спел партию Пимена в опере Мусоргского «Борис Годунов».
Каждая новая роль в оперных спектаклях утверждала славу молодого болгарского певца не только в Италии, но и в Европе. За сольную партию в «Реквиеме» Иоганнеса Брамса ему бурно аплодировала взыскательная миланская публика. Театр «Ла Скала» дал Христову «карт-бланш»: петь любую партию, которую он пожелает.
После дебюта в миланском «Ла Скала» и лондонском «Ковент-Гарден» в роли Бориса Годунова, а также в «Маджо Фиорентино» – в роли короля Филиппа II в опере Джузеппе Верди «Дон Карлос» перед артистом распахнулись двери лучших оперных театров мира. Его оперный репертуар расширялся с невероятной быстротой, концертные выступления получали высокие оценки, мастерство расцветало с каждым годом, великие дирижёры приглашали его в свои постановки.
Приступая к работе над камерным репертуаром, Борис Христов говорил: «Здесь я отвечаю за всё сам. Страшно, волнительно, но это доставляет мне истинное наслаждение».
Творческий дух Бориса Христова – это сам человек Борис Христов. Каждый его шаг – это часть биографии, в которой отражаются характер, темперамент, мировоззрение певца. Он живёт жизнью своих героев, углублённо проникает в их личности, характеры, в их судьбы – в этот сложный конгломерат противоречивых человеческих качеств. Художник-гуманист – он выявляет человеческие черты и у отрицательных персонажей, раскрывает их характеры перед зрителями и, заодно с порицанием, ищет оправдание и снисхождение.
|
Работая над ролью Бориса Годунова, Христов исходил из того, что прегрешения очень часто являются плодами фатальных заблуждений, необдуманных поступков, отрицательного влияния общества, а иногда это – стихийная реакция на создавшиеся обстоятельства. Его Борис Годунов – не столько палач, сколько жертва своей принципиальной решимости: прибегнуть к любым средствам, чтобы спасти Россию; сломить противодействие бояр-раскольников и построить сильную державу, противостоящую любым внешним врагам. Как царь – он дальновиден, твёрд, силён, умён; как человек – честен, бескрайне нежен и чувствителен. Поэтому он не может заглушить стенания обагрённой кровью совести, запастись душевным равновесием среди сложной и коварной политической борьбы. Когда Годунов лишается царского трона – он побеждён как государственный деятель; но он выходит победителем, как человек, ищущий смерти как единственного средства, искупающего страшный грех – убийство маленького царевича.
|
Из многочисленных ролей Бориса Христова, кроме Бориса Годунова, особо выделяется ещё один образ, созданный этим замечательным певцом, – это король Филипп II в опере Джузеппе Верди «Дон Карлос». Король Филипп Христова во многих деталях превосходит по суровости, мрачности, затворничеству, по сочетанию жестокости и деликатности другие воплощения этого образа, созданные знаменитыми предшественниками и современниками артиста. Борис Христов раскрывает психологические, социальные и исторические причины душевного паденья всемогущего монарха. Его Филипп чувствителен и прозорлив. Он видит фальшивость окружающих его придворных, за внешним уважением и преклонением которых кроется только страх. Лицемерие придворных делает его одиноким и недоверчивым, одиночество приносит мучения и озлобляет до отчаяния. Беспокоит его народ со своими бунтами и инквизиция с её суровыми преследованиями инакомыслия. А он – сильный и умный человек – чувствует себя слабым и неуверенным, компенсирует своё одиночество и личную человеческую неудовлетворённость правами самодержца, жестокостью и деспотичностью. Филипп II, так же как и Борис Годунов, падает под ударами судьбы: растоптаны его человеческие чувства, отняты его лучший друг, супруга, сын… Его государственная мощь и самочувствие властелина публично уязвлены.
На вопрос, кого из оперных композиторов Борис Христов выделяет для себя в первую очередь, он ответил: «Из славянских – Мусоргского, из западноевропейских – Верди! И оба сделали для меня неоценимые подарки – по одному из самых любимых оперных героев».
После оглушительного успеха в ролях Бориса Годунова и Филиппа II Христов в 1951 году дебютирует в «Ла Скала» в роли князя Галицкого в опере Бородина «Князь Игорь».
За два года, с 1949 по 1951, Борис Христов дебютирует в таком количестве ролей, что список их занял бы несколько страниц текста. И всё это различные по характеру образы: Мефистофель из оперы Гуно «Фауст», Досифей из оперы Мусоргского «Хованщина», Черевик из «Сорочинской ярмарки» Мусорского, Слепец из оперы Масканьи «Ирис», Роко из оперы Бетховена «Фиделио» и ещё целый ряд ролей, характеризующих неимоверную способность артиста к трансформации.
С конца 1940-х годов Италия становится вторым домом Бориса Христова; он женится на Франке де Ренсис, дочери виднейшего музыкального критика, основателя римского Института истории музыки. Скромная, интеллигентная и трудолюбивая, она была другом и советчиком Христова. «Всё, что я делаю для него, – делаю с любовью: заботливо готовлю ему театральные костюмы и парики, веду деловую переписку, создаю творческую атмосферу, отводя от него всё, что может его расстроить», – пишет Франка.
Артист как-то признался, что даже самые небольшие неприятности могут отразиться на его голосе. «Для меня жизнь не имеет смысла без моего искусства. Я хотел бы до конца жизни петь так, как пою сейчас, – сказал он журналистам и добавил, деликатно отстранив предложенную ему сигарету: – Я должен соблюдать строгий режим, когда пою…»
…А пел он много. На Флорентийском музыкальном фестивале Христов представил две совершенно разные роли, которые восторженно приняла театральная критика: Креона из «Орфея и Эвридики» Гайдна и Джованни де Прочида из «Сицилианской вечерни». 1951 год Христов завершил участием в радиопостановке оперы Россини «Моисей», в которой он спел заглавную партию.
1952 год. Парижане уже давно были наслышаны о том, что появился, после Шаляпина, ещё один неподражаемый Борис Годунов. Правда, Христова они знали по пластинкам, но каков он на сцене?..
И вот появляется рецензия известного музыкального критика Клода Ростана: «Прекрасное певческое искусство, тембр голоса – бархатный, тёплый, глубокий, нежный… Прекрасный оперный артист с естественным даром перевоплощения – всё это, в целом, доведено до истинного величия и подлинного благородства».
В 1953 году Христов был удостоен исключительной награды – Французская Академия грамзаписи присудила ему Большую Международную премию за наилучшую запись трёх различных партий в одной опере «Борис Годунов»: Бориса, Пимена и Варлаама. По этому поводу сам Христов говорил: «Прежде всего, меня соблазнила перспектива за время записи меняться «на ходу», от одного персонажа к другому! Главное же – роли, которые я спел, – мои любимые; мне кажется, что моя интерпретация их достаточно индивидуальна, и мне очень хотелось зафиксировать её».
В 1950-х годах критики пожаловали Христову титул «Трубадур русской песни». Действительно, в это время на парижской фирме «Ля вуа де сон мэтр» («голос его хозяина») Христов записывает с национальным оркестром французского радио под управлением Александра Лабинского все романсы и песни Мусоргского. Огромное значение этого альбома из четырёх пластинок было признано сразу после его выхода в свет. Критики были восхищены полным слиянием певца со стихией музыки русского классика и назвали эту запись «истинным памятником славе Мусоргского».
В том, что сегодня практически во всех странах Запада русская классика исполняется на языке оригинала, немалая заслуга Бориса Христова. Уже в 1958 году ему удаётся сломить ожесточённое сопротивление коллег-певцов и критиков и добиться исполнения «Бориса Годунова» по-русски. Кстати, за 30 лет до этого Шаляпин пел Бориса на этой же сцене по-русски, а все остальные партии пелись по-итальянски.
Бескомпромиссность, характерная для Христова, проявилась при постановке «Бориса Годунова» в «Ковент-Гарден». Певец заявил режиссёру: «Я не хочу ставить ультиматум, но режиссура неточна, а декорация чужда русскому духу. При таком положении дел моё участие исключено. Позвольте мне внести небольшие изменения и сделать так, чтобы было правдиво». В результате последовавшего за этим бурного обсуждения директор театра всё-таки убедился в правоте Бориса Христова.
Это ощущение русского духа лучше всего прослеживается в исполнении Борисом Христовым с хором Фёдора Паторжинского русских народных песен, включая знаменитую «Легенду о двенадцати разбойниках», с которой впервые познакомил западного слушателя хор Донских казаков под управлением Сергея Жарова.
14 мая 1953 года в парижской газете «Le Monde» появилась статья, озаглавленная: «Борис Христов – человек-легенда». «Те поклонники Христова, – писала газета, – которые не смогли попасть на спектакль, терпеливо ждали у служебного входа до поздней ночи, надеясь увидеть выходящего из театра идола, вчера ещё не известного, а сегодня признанного, великого певца…»
Парижская «Гранд-опера» удостоила Бориса Христова степени «доктор хонорис кауза» и возложила на голову великого артиста венец от преклонённого Парижа, а внучка одного из сподвижников Наполеона сняла с себя драгоценное ожерелье, доставшееся ей от деда, и надела его на шею Бориса Христова со словами: «Нет более достойного человека, чтобы носить эту драгоценность».
В 1956 году Христов гастролирует в Латинской Америке – в Буэнос-Айресе и в Рио-де-Жанейро, как всегда с неизменным успехом. Теперь уже и Соединённые Штаты открыли границу для великого болгарского певца. А ведь в 1949 году американский импресарио Сол Юрок пригласил Христова в США, но в момент отправки группы артистов в Америку Христову пришёл официальный отказ: «Вы – нежелательный гость в США из-за связей с русскими». Американская газета «Субботнее ревю» процитировала гневные слова Бориса Христова, которые он высказал генеральному консулу США (даме) по этому поводу: «Мадам, Ваше мнение не важно для меня, и мне не нужна ваша виза. Никто не может заставить меня мыслить и говорить так, как нужно Вам. Я не политическое лицо – я только человек и артист».
Борис не поступился своей гордостью болгарина и славянина, только чтобы петь в «Метрополитен Опера». Время всё расставило на свои места. Гастроли Христова начались в Сан-Франциско, и постепенно он завоевал все знаменитые театральные подмостки Северной Америки. Примечателен отрывок из одной из многочисленных статей: «Христов, прежде всего, великолепен внешне… При этом он и замечательно поёт… А в исполнение роли Бориса Годунова он вложил такое величие и пафос и «умер» так реалистично, что было трудно поверить, когда он живой вышел на поклоны под бурные рукоплескания».
Предложенные в Америке ангажементы просто превышали физические возможности Христова как человека.
В начале 1960-х годов Христов записал на пластинки не только произведения Мусоргского, но и других композиторов «Могучей кучки»: Балакирева, Римского-Корсакова, Бородина и Кюи, а также произведения Рахманинова и Чайковского. Каждый из этих альбомов стал сенсацией на Западе. Выдающиеся музыковеды писали с восхищением о его интерпретациях песен Мусоргского. Известный французский музыкальный теоретик Марк Пеншерл воскликнул: «Наибольший памятник Мусоргскому, воздвигнутый на сегодняшний день, – это работа Христова по исполнению всех песен этого самобытного гения». А Теодор Чели прибавил: «Голос Бориса Христова имеет тот меланхолический оттенок, какой мы чувствуем как незаменимый славянский дар. Голос мистично-патетический, полный бунтарских оттенков и вместе с тем способный погаснуть. Трагичный голос даже тогда, когда исполняются ироничные фразы…»
Долгое время певцу с мировым именем не разрешали приехать в родную Болгарию, даже тогда, когда тяжело заболел его отец. Ведь Христова считали эмигрантом и невозвращенцем. Были среди партийных функционеров те, кто хотел бы вычеркнуть из списка болгарских граждан его имя. А в это же время в письмах Христова появляются такие слова, ставшие лейтмотивом его публичных выступлений и интервью: «Я ношу в сердце имя милой родины и горжусь ею». Как-то в феврале 1960 года он сказал болгарскому корреспонденту в Милане: «Кто же не хочет вернуться домой! Как хочется отдохнуть на родной земле… Но сейчас передо мной стоят огромные задачи. Я не имею права отказаться от моих ангажементов, потому что Болгария гордится мной, и я горжусь тем, что я болгарин!»
|
Наконец, 12 июня 1963 года Христов прибыл на родную землю, правда, с неофициальным визитом. В аэропорту его встречали многочисленные почитатели и старые друзья из хора «Гусла». Среди них была старенькая, сгорбленная женщина, которая много лет ждала этого момента, чтобы обнять своего родного сына.
В 1964 году у Христова обнаружилась опухоль мозга. Предстояла тяжёлая операция, долгое выздоровление, мучительное ожидание: не будет ли осложнений. Но всё прошло благополучно. Впереди были ещё почти 20 лет выступлений: спектакли, концерты, записи.
Мировая пресса оценивала достижения Христова весьма красноречиво: «На сцене Борис Христов не имеет соперников» («Дейли Экспресс»); «Сценическое воплощение образов Борисом Христовым достигает в полном смысле слова верхов драматизма» (Нестьев, «Советская музыка»); «Исполнитель Борис Христов – несравним» (Кларендон, «Фигаро»); «Исключительный артист, художник – певец с гениальным прозрением, углубляющийся в певческое искусство до крайних пределов в своём поиске и передающий мельчайшие подробности в музыкальном исполнении» (проф. Асен Димитров).
К этому можно добавить: когда Христов пел на концертах русские песни и романсы, то к образам, созданным на оперной сцене, прибавлялась целая галерея новых – рождённых без костюма и грима, декораций и театрального занавеса, одною лишь силой пения и слова.
Борис Христов был широко образованным человеком – он свободно говорил на шести, а пел почти на всех европейских языках. Наравне с музыкой Борис Христов ценил живопись и скульптуру, поэзию и прозу, исторические и научные исследования. «Все виды искусства, – говорил Христов, – связаны между собой и дополняют друг друга в их непрестанном движении к совершенству…»
Дом Бориса Христова в Риме украшен картинами знаменитых художников, но его главная гордость – огромная библиотека, книги авторов всех эпох, на многих европейских языках. Особенно его волнуют библиографические редкости – источники древней мудрости. На видном месте в библиотеке Христова – сочинения болгарских писателей и труды иностранных авторов, касающиеся Болгарии. Особенно ценной является «История болгарских царств», напечатанная в Италии в 1601 году.
Огромная историческая заслуга Бориса Христова состоит в том, что он возродил русское оперное и песенное искусство в западном мире. Целый ряд оперных мастеров начал ставить в послевоенное время с участием Христова и вывозить в гастрольные поездки не только «Бориса Годунова», но и «Хованщину», «Сорочинскую ярмарку», «Ивана Сусанина», «Псковитянку», «Князя Игоря», «Мазепу» и другие.
Однажды корреспондентка французского музыкального журнала, беря у Христова интервью, спросила: «Как Вы готовите роль?»
«Возьмём конкретный пример, – ответил он, – партию Филиппа II. Ознакомившись с нотным материалом, я окружил себя исторической литературой, чтобы воспроизвести, почувствовать атмосферу эпохи; я поехал в Испанию, бродил по фактическим и предполагаемым местам действия пьесы, посещал музеи. Только после этого я начал изучать личность Филиппа: его отношение к церкви, к жене, сыну, к придворному окружению. Сначала я дал волю своему воображению, потом решил приблизиться к реальному образу, изучал исторические портреты Филиппа II, прежде всего, конечно, портрет кисти Веласкеса. Этот портрет открыл мне всю линию поведения Филиппа: его настроение разочарования и размышления в монологе, и душевный подъём, и гнев в присутствии Великого инквизитора…
Портрет Веласкеса оказал самое непосредственное влияние на мой грим. Впрочем, театральный грим – моя страсть: в Италии я долго изучал художников Ренессанса, и это воспитало во мне особый вкус к гриму. Я изучил анатомию человеческого лица, почти как врач и художник, ибо это исключительно важно. Конечно, мы – певцы, но мы никогда не должны забывать, что всё связано, что все жанры искусства родственны между собой, и при этом театр – искусство синтетическое».
Безусловно, такой тонкий анализ, такое вживание Бориса Христова в роль относилось и к другим партиям оперного репертуара.
Творческий путь Бориса Христова отмечен постоянным восторгом и мировым признанием. В ноябре 1974 года Лондонский оперный театр «Ковент-Гарден» отпраздновал на своей сцене серией представлений «Бориса Годунова» 25-летие сотрудничества со знаменитым болгарином и его 60-летие. Подобные праздники – большая редкость в истории мировых оперных театров!
Торжества по различным поводам увеличивали славу Бориса Христова, но самым ценным подарком для него была огромная любовь, которую проявляла к нему публика во всём мире. А признанием своего народа стало звание «Народного артиста Болгарии», присвоенное певцу в 1975 году.
На следующий год состоялось знаменательное событие – запись русских и болгарских духовных песнопений, впервые осуществлённое Борисом Христовым на родной земле, в софийском соборе Святого Александра Невского.
О том, как проходила подготовка к этой записи, вспоминает дирижёр хора Ангел Константинов: «Большое впечатление с самого начала подготовки к записи произвело на меня то, что Христов очень тщательно проанализировал все технические подробности песнопений, входивших в программу. Особое внимание было обращено им на правильное произношение хористами церковно-славянского текста.
Во время записи он был неутомим, пел в полный голос и повторял трудные места по нескольку раз, давал пример правильного исполнения наиболее значительных фраз для хора.
Совместная работа с певцом и артистом наивысшего класса была большим наслаждением для всех исполнителей. Эти вечера останутся в нашей памяти. Я счастлив, что Христов в первый раз на болгарской земле осуществил запись церковно-славянской музыки вместе со мной».
А вот как отзывались об этом событии сами хористы: «Для нас всех исполнение церковной музыки Борисом Христовым было истинным праздником. Мы пережили счастливые мгновения благодаря его непостижимому исполнительскому мастерству. Преклоняемся перед всемирно известным певцом и сыном Болгарии».
|
Записи в соборе Святого Александра Невского Борис Христов посвятил своей жене. Об этом сказано в сопроводительном буклете к пластинке: «Франке, любимой супруге и драгоценной помощнице в совершенствовании моего искусства, посвящаю первый осуществлённый на родной земле мой труд: напевы нашей православной церкви, которые она полюбила. Через них она проникла в одно из наисущественнейших проявлений болгарского народа, послуживших ему щитом против бурь, которые народ преодолел в течение нескольких веков османского ига».
В середине 1980-х годов в Риме Борисом Христовым была открыта Болгарская академия искусства и культуры. Красивое здание, в национальном болгарском стиле, было построено на участке земли, купленном прославленным певцом. Академия помогает молодым артистам, музыкантам и художникам Болгарии изучить памятники культуры Италии и даёт им возможность демонстрировать в ней свои работы, устраивать концерты и выставки. Здесь 22 июня 1986 года состоялся последний концерт Бориса Христова.
Закончил Борис Христов свой жизненный путь 28 июня 1993 года в Риме. Ушёл из жизни человек, чьим жизненным девизом были слова: «Моим искусством я желал быть полезным моему Отечеству, а через него – славянским народам и всему человечеству».
Список использованной литературы
1. Божков Атанас. Борис Христов.– София: Музика, 1985.
2. Дейкова Олга. Борис Христов.– София: Наука и изкуство, 1965.
3. Карапетров Константин. Борис Христов.– София: Балкантон, 1976.
4. Journal musical francias, № 153, janvier 1967.