Рассказ о семье Дмитрия Киршина
ТАЛАНТ И ТРУД
Петербургские корни
Мой прапрадед по материнской линии Александр Петрович Лавров существенно преуспел в трудах на благо Отечества. По окончании Александро-Невского Антониевского духовного училища в 1880 году он поступил на гражданскую службу, а в марте 1884 года был переведён в Государственную Канцелярию, где прослужил в разных должностях вплоть до её упразднения постановлением Совнаркома в декабре 1917 года.
Ежегодный «Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской империи» в части I «Власти и места центральнаго управления и ведомства их», подразделе «Высшие учреждения государственные» регулярно свидетельствовал, что мой прапрадед успешно поднимался по карьерной лестнице. 1900 год надворный советник Лавров встретил в должности помощника экспедитора Отделения гражданских и духовных дел, в том же году был награждён орденом Св. Анны III степени. В октябре 1902 года А.П. Лавров переведён в экспедиторы, с присвоением классного чина коллежского советника, а двумя годами спустя стал кавалером ордена Св. Станислава II степени.
После реорганизации Государственного Совета в 1906 году было образовано Первое отделение по делам законодательным Государственной Канцелярии, где прапрадед также занял должность экспедитора, с повышением в чине до статского советника. В 1910 году за выдающиеся отличия А.П. Лавров был награждён орденом Св. Владимира IV степени, в январе 1914 года ему пожалован чин действительного статского советника, дающий право на потомственное дворянство.
Во время Великой войны в 1914-1917 гг. прапрадед дополнительно исполнял обязанности экспедитора в Верховном Совете по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов – в канцелярии Г.Г. Витте. Совет располагался в том же здании, что и Государственная Канцелярия, – в Мариинском дворце, ныне там размещается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.
Александр Петрович был красив во всём – от благородства манер до каллиграфического почерка. Ничего удивительного, что в него влюбилась «смолянка» Вера – моя прапрабабушка.
|
Прапрабабушка и прапрадед – Вера Константиновна и Александр Петрович Лавровы; их дочь Мария Алексадровна Лаврова |
Их дочь, моя прабабушка, Мария Александровна Лаврова, была воспитана мамой Верой и тремя тётушками, по большей части тоже благородными девицами. Неудивительно, что при среднем образовании она, тем не менее, могла читать и изъясняться на пяти европейских языках. Эти знания помогли ей после Октябрьского переворота устроиться горничной в «Асторию» – в отличие от дворянского происхождения владение иностранными языками приветствовалось у обслуживающего персонала гостиницы.
Мария Александровна была писаной красавицей, в 16 лет вышла замуж за Константина Дмитриевича Инютина, и через полтора года появилась на свет девочка Галя – моя бабушка.
Мой прадед, Константин Дмитриевич, уроженец станицы Мелеховская Области Войска Донского (1889), окончил Донской Императора Александра III кадетский корпус (1907) и Константиновское артиллерийское училище (1910), по выпуску из которого был произведён из юнкеров в хорунжие и зачислен на воинскую службу в 6-ю Донскую казачью батарею.
Революционные события октября 1917 года драматически вмешались в судьбу на тот момент есаула Инютина, направив его с полей сражений Великой войны прямиком в ряды Белого движения. За ратные достижения Донской артиллерии в боях с Рабоче-крестьянской Красной армией Константину Инютину было присвоено звание воинского старшины, а в декабре 1918 года – полковника. Однако Донская армия, Вооружённые силы на Юге России, Русская армия были последовательно разбиты, и после Севастопольской эвакуации 1920 года следы К.Д. Инютина затерялись…
Для маленькой дочери Гали мать сочинила легенду об отце, бросившем семью, а к началу НЭПа Мария Александровна повторно вышла замуж, получив в довесок к новому супругу его разорительные коммерческие проекты, бытовую неустроенность и немецко-еврейскую фамилию Рутштейн, не вполне подходящую к славянской внешности, зато дающую защиту от притеснений новой власти.
Только будучи 80-ти лет от роду Инютин-отец напомнил о себе… приглашением дочери в Болгарию. Именно там он жил все годы после вынужденной эмиграции, а в 1969 году увидел на киноэкране в главной роли «свою Галю» – к тому времени известную актрису. Перед смертью прадеда состоялось воссоединение семьи… Мир праху твоему, Константин Дмитриевич!
Старорусские корни
Дед Михаил Васильевич Киршин был человеком очень властным и свободолюбивым. Моему отцу, маленькому Коле, «шибко доставалось» в детские годы, к тому же мать Анна Никитична не могла встать на защиту своего ребёнка – её убила начавшаяся Великая Отечественная война. Но, с другой стороны, благодаря сильному характеру дед дважды спас себя и сына от смерти.
В первый раз это случилось осенью 1942 года, когда остатки семьи Киршиных вместе с другими untermensch погнали через Псковскую область не то на работы в Германию, не то на убой в концлагерь. При распределении людей по вагонам на железнодорожной станции Дно деду с моим будущим папой удалось бежать. Окольными путями Михаил Васильевич добрался до линии фронта, влился в ряды Красной армии и прошёл с боями до Польши, где и отпраздновал победу. А семилетний Коля из-за отсутствия близкой родни на два с половиной года обрёл статус «сына полка».
Во второй раз летом 1945 года дед, наплевав на колхозное рабство, увёз моего отца от верной голодной смерти в латвийский городок Добеле. Как он сам говорил: «Жена погибла, сын умирал, а я новгородец, мы даже под татарами никогда не были!»
Что спасло деда? Наверное, ангел-хранитель и отчаянный характер.
Дед Михаил Васильевич Киршин с внуком Митей на руках, Ленинград, пл. Ломоносова, 1973 |
Такой вот опасный путь проделал отец: из деревни Рашуча под Старой Руссой – через партизанский отряд – в Добеле – и далее в Ленинград, чтобы встретить мою маму. Но об этом позже.
Бабушка Анна Никитична Никитина… дед замолкал и отворачивался, когда начинали о ней расспрашивать. Была домохозяйкой, как многие русские женщины, растила троих детей. От церкви и кладбища близ бывшего села Кукуевка Старорусского района Новгородской области, где в 1941 году была похоронена Анна Никитична, ничего не осталось – лишь бугристое поле с деревянной геодезической вышкой…
|
Место захоронения бабушки, Анны Никитичны Никитиной, близ бывшего
села Кукуевка Старорусского района Новгородской области, 1982 год |
Ближний круг
Детские годы моего деда Георгия Ивановича Соловьёва прошли в бедности. Его мама очень старалась достойно воспитать четверых детей, но в какой-то момент семья совсем обанкротилась, и родители отдали маленького Журу на попечение… знаменитой писательнице и переводчице Татьяне Щепкиной-Куперник (знали, кому отдать!).
Георгий Соловьёв был человеком, неправдоподобно одарённым от природы, получившим к тому же хорошее образование. Премудрости актёрского мастерства постигал вместе с Г.В. Богдановой-Чесноковой под руководством великого русского актёра Владимира Давыдова. Мой дед был последним, любимым его учеником (а первым значился Л.С. Вивьен).
На фоне гор (слева направо) стоят знаменитые мужчины: режиссёр Николай Петров, певец Николай Печковский, актёр Георгий Соловьёв
|
Будучи острохарактерным актёром, Георгий Соловьёв в совершенстве владел искусством перевоплощения. Однажды в роли начальника контрразведки Тихого его не узнала даже родная жена – в спектакле по пьесе М. Булгакова «Бег». Но и повседневную жизни дед умел превратить в зрелищное действо, нередко разыгрывал родных и коллег по актёрскому цеху.
Чего стоит один только розыгрыш, осуществлённый им в начале 1930-х годов совместно с парой закадычных друзей-товарищей – Н.К. Симоновым и М.И. Вольским. Чтобы добраться по реке из Астрахани в Саратов, троица представилась… гидрографами, измеряющими глубину Волги! Они останавливали судно через определённые промежутки времени, заносили в судовой журнал сведения о совершённых замерах… Так и приплыли, никто ничего не заподозрил.
Самая известная роль Георгия Соловьёва в кино – Циолковский в фильме «Дорога к звёздам». После выхода фильма на экраны деда не раз приглашали на праздничные собрания покорителей космоса…
Друзья-актёры Г.И. Соловьёв и Н.К. Симонов
|
Современный джаз не выдерживает сравнения с фортепианными импровизациями моего деда, который вдобавок прекрасно пел, блестяще танцевал. Поздравления и стихотворные куплеты сочинял на лету. Но главное – рыжеволосый солнечный Георгий Иванович Соловьёв излучал свет, что передавалось всему театральному и прочему Ленинграду. Этот человек умел любить!
Благодаря притягательной силе деда нашу квартиру часто посещали представители творческой элиты города: актёры Николай Симонов, Юрий Толубеев, Николай Черкасов, Александр Борисов (мой крёстный отец), певец Николай Печковский, режиссёр и художник Николай Акимов, художник Юлий Клевер с детьми Оскаром и Марией.
В самом начале войны вместе с другими знаменитыми мастерами сцены Георгий Соловьёв решил пойти добровольцем на фронт. Военный комиссар всех выслушал, да как гаркнет: «Немедленно идите по домам! Вас убьют в первый день, что останется от русского театра?!» Вскоре александринцев эвакуировали в Новосибирск.
Насколько сильно было актёрское дарование Георгия Соловьёва, говорит комический эпизод, произошедший в 1943 году. Дед (совсем как Фёдор Шаляпин) не переносил, когда кто-нибудь из зрителей лузгал семечки или щёлкал орехи. И вот однажды во время спектакля «Русские люди» по пьесе К.М. Симонова актёр не выдержал треска скорлупы в партере, не выходя из образа немецкого офицера Розенберга, выступил на авансцену, принял устрашающий вид и крикнул: «Перестаньте грызть!» После этого тишину в зале нарушали только заслуженные аплодисменты.
И ещё один эпизод – характеризующий Георгия Соловьёва как гражданина. В конце 1940-х годов его вызвали в Большой дом на Литейном и предложили «сотрудничать с органами» – доносить на ведущих актёров родного театра, на своих друзей. Дед отказался и поехал домой «собирать вещи». Почему его при тогдашних порядках не «забрали» – загадка. Бог спас.
Мою бабушку Галину Константиновну Инютину жизнь бросала из одной крайности в другую – вместе со страной.
Родилась она некрасивой, косоглазой, с носом, «висящим» на губе. Бабушка Вера пускалась в плач, едва только взглянув на внучку. Однако уже годам к пяти положение выправилось, Гале Инютиной суждено было повторить путь «гадкого утёнка».
До Октябрьского переворота она – избалованная любимица дворянской семьи. Из той «царской» эпохи в памяти маленькой девочки остались только яркие короткие моменты. В четыре года Гале нравилось бить хрустальную посуду… Дед Саша разрешал внучке кататься по пандусам Мариинского дворца, к удивлению сослуживцев по Государственной канцелярии… После установления большевистской власти – нищенское, полуголодное существование.
Галина Инютина и Василий Ливанов в фильме «Балтийцы»
|
Галина Инютина собиралась стать переплётчицей, но… подала документы в Театральное училище. При поступлении в графе «происхождение» она честно указала: «из дворян». Мастер, набиравший курс, не сообщил «куда следует», а заставил переписать анкету. И год спустя не дал отчислить мою бабушку «за профнепригодность». Звали мастера Николай Васильевич Петров, он в то время являлся художественным руководителем Ленинградского государственного театра драмы, а впоследствии стал народным артистом РСФСР и доктором искусствоведения.
По окончании с отличием училища Галину Инютину приняли в Александринский театр, где она дебютировала в 1933 году и сразу стала ведущей, «репертуарной» актрисой. Здесь она встретила своего будущего мужа, в этом храме Мельпомены она проработала более 60 лет.
Как выдающийся хирург преображается в операционной, так настоящий актёр – на сцене. Галина Инютина была талантливой актрисой, наделённой незаурядной внешностью. В подтверждение – эпизод из знаменитого спектакля «Царь Фёдор Иоаннович». Галина Инютина в роли царицы Ирины выходит из глубины на авансцену, отбрасывает с лица накидку и… сотни человек в зале синхронно ахают, после чего устраивают овацию: какая красавица!
Борис Бабочкин и Галина Инютина в фильме «Великая сила»
|
Г.К. Инютина прекрасно пела и танцевала, вместе с Я.О. Малютиным, В.И. Вороновым и Н.А. Ольхиной они даже образовали «Комическую оперу» и записали на радио множество опер, водевилей, оперетт. Бабушка дружила с дирижёром Евгением Мравинским.
Во время эвакуации театра в Новосибирске играли не за деньги, а за провиант, например, за говяжьи кости. Все кости сразу было не сварить, приходилось идти на рынок – продавать их. Вообразите картину: актриса в большой шляпе (чтобы зрители не узнали!) предлагает сахарные хрящи… Но маскировка зачастую не помогала, и разоблачённая прима спасалась бегством от поклонников.
Галина Инютина снялась в двух десятках фильмов, наиболее известные из них – «Балтийцы», «Великая сила», «Живой труп», «Достояние республики», «Дневной поезд», «Цыган».
А театральных ролей – не счесть. И завистников – не счесть: сбрасывали на голову кошку с колосников, шатали массивную фурку, чтобы актриса упала с высоты на подмостки. Объявление о смерти Галины Инютиной в театре вывешивали четырежды… Ай, моськи!
Последний штрих к совместной биографии Георгия Соловьёва и Галины Инютиной: каждый из них награждён медалью «За освоение целинных земель». Время было такое.
Екатерина Ивановна Лексаченкова вынянчила два поколения нашей семьи – мою маму и меня. В двадцать два года она бежала в Ленинград из села Кикино Тёмкинского района Смоленской области – после «раскулачивания» середняцкой семьи. Её отец был, образно говоря, «Жегловым» Юхновского уезда, в одиночку разоружал небольшие банды. В Кикино находился земский стан, где проходили судебные разбирательства.
Екатерина Ивановна Лексаченкова и её питомец Митя Киршин на пленэре в деревне Кобрино Ленинградской области, 1974
|
В смелости, стойкости, решительности Екатерина Ивановна не уступала своему отцу. Она имела четыре неполных класса образования, но могла разговаривать на любые темы с самыми эрудированными людьми. Свободно владела специальной балетной лексикой. Во время эвакуации в Новосибирске была любимой собеседницей кукольного гения Сергея Образцова и выдающегося полиглота, музыкального и театрального критика Ивана Соллертинского.
Речь Екатерины Ивановны – кладезь поговорок, каких я и у Владимира Даля не встречал. Как вам нравится, например, такая – о «раздавшихся» лицах нашей власти: «Решетом не покрыть»?
Екатерина Ивановна Лексаченкова – не канонизированная русская святая, которая, правда, не юродствовала и людей не исцеляла, но чудеса творила. К примеру, во время эвакуации детей из осаждённого Ленинграда в 1941 году няня по непонятной причине не дала сесть на поезд моей маме, просто легла поперёк дороги. Состав разбомбили под Мгой, многие погибли…
Родители
Мой отец Николай Михайлович Киршин вследствие максимализма моего деда постоянно должен был доказывать своё первенство во многих областях. Начиная (вынужденно) с изучения латышского языка, освоил также английский и немецкий. Вице-чемпион Ленинграда по самбо. Рисовал на уровне Марка Шагала, однако считал этот уровень слишком низким для профессионального художника.
Отец – Николай Михайлович Киршин
|
С блеском закончил Военно-Медицинскую академию им. С.М. Кирова, хотя поступил в неё случайно – мечтал быть математиком… По окончании академии – 5 лет службы в пригороде Берлина. После возвращения из ГДР в Ленинград в 1966 году поступил в клиническую ординатуру. В Клинике терапии № 1 для усовершенствования врачей встретился со своей будущей женой (моей мамой) при весьма драматических обстоятельствах: дежурил в отделении, где находился на лечении, а по сути – умирал мой дед, Георгий Иванович.
Поздней осенью 1966 года мои родители поженились, в 1968 году родился сын Митя (автор этих строк).
Начиная с лета того же года – научная работа в закрытом морском военном институте. Николай Михайлович редактировал статьи, сам написал две диссертации, защитил одну – стал кандидатом медицинских наук.
В последние три десятилетия Н.М. Киршин заведовал Кафедрой основ медицинских и специальных знаний Медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Прирождённый руководитель.
Наибольшее количество восторженных эпитетов в рассказе о семье достанется моей маме Наталье Георгиевне Соловьёвой – очень талантливому и чересчур скромному человеку.
Танцовщица и балетмейстер по призванию, в Хореографическое училище Наташа Соловьёва попала случайно: во время эвакуации в Новосибирске балерина Галина Кириллова увидела из окна, как девятилетняя девочка танцует во дворе, и поспешила заверить её маму, что «у ребёнка талант».
Галина Уланова – Чёрный лебедь в балете «Лебединое озеро».
На обороте фото надпись: «Труд в нашем любимом искусстве первое условие успеха. Наташе Соловьёвой – на добрую память. Г. Уланова, 19/I 50 г.
|
По возвращении в родной город на Неве в 1945 году юная Наташа сразу поступила в Ленинградское государственное хореографическое училище. Отныне она – любимица Галины Улановой и Татьяны Вечесловой, специально для неё ставит танцевальные номера великий балетмейстер Леонид Якобсон… За несколько месяцев до выпуска восходящая звезда балета разрывает связки на репетиции, но всё же находит в себе силы год спустя станцевать на сцене Мариинки заглавные партии в дипломных спектаклях «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта». Однако Н.Г. Соловьёвой пришлось поставить крест на профессиональной балетной карьере…
Кто-то, наверно, сломался бы под ударом судьбы, но не Наталья Соловьёва: в 1954 году она поступает в Ленинградский государственный театральный институт им. А.Н. Островского и далее, по окончании обучения – в Ленинградский академический театр драмы им. А.С. Пушкина. Начинающая актриса хорошо поёт, музицирует, чему не придаёт серьёзного значения, ведь родители – мэтры сцены делают это лучше. Впрочем, академические подмостки стали вскоре прогибаться под творческим весом трёх близких родственников… В 1964 году Наталья Соловьёва уходит из Александринки и поступает в труппу Ленинградского государственного театра миниатюр под управлением Аркадия Райкина.
Слева направо: В.П. Этуш, Л.О. Утёсов, Н.Г. Соловьёва
|
Сам эпизод поступления заслуживает отдельного рассказа.
А.И. Райкин на сцене и в жизни – два противоположных по темпераменту человека. Энергичный, блестящий, искромётный в роли, – во время актёрского просмотра Натальи Соловьёвой он, едва не зевая, уныло следил за игрой претендентки на место в труппе и по завершении вяло сообщил, что «ей позвонят». «Наверно, не приглянулась», – подумала мама.
Дней десять спустя Наталье Соловьёвой всё же позвонили и сообщили, что она принята в Театр миниатюр. Правда, голос сообщившего был чрезвычайно похож… на голос М.В. Никельбега, известного мастера розыгрыша. Мама реагировала на «шутку» подобающе, отвечала что-то вроде: «Да-а?! Что Вы говорите? Так уж и приняли?.. Может, уже и роль дали?» – и повесила трубку.
Только когда сам Никельберг клятвенно открестился от звонка, Наталья Георгиевна с ужасом поняла, что говорила с директором театра. К счастью, райкинский театр по человеческим взаимоотношениям был большой семьёй и совсем не походил на раздираемую интригами Александринку.
Слева направо: верхний ряд – Владимир Ляховицкий, Аркадий Райкин, Герман Новиков, нижний ряд – Тамара Кушелевская, Наталья Соловьёва, Руфь Рома
|
Следующие четырнадцать лет – счастливые годы для Натальи Георгиевны. Почти сразу после поступления в театр – поездка в Лондон, съёмки на BBC, гастроли во многих странах Европы, где за Натальей Соловьёвой прочно утвердилась слава русской красавицы. Её ухажёрами в разное время стремились стать Михаил Жванецкий и Роман Карцев. Подающий надежды артист Евгений Петросян подарил шаль. А широко известный сербский певец Джордже Марьянович накануне югославских гастролей Театра миниатюр прислал маме своё фото с недвусмысленный надписью на обороте: «Наташечке, которая не нашла времени, чтобы встретиться со мной в Ленинграде. Но надеюсь, что встретимся по крайней мере в Белграде».
Райкинцы были всюду желанны и любимы. Однако переезд театра на постоянную сцену в Москву вынудил маму уйти из труппы. В сорок один год Наталья Георгиевна – новоиспечённый ассистент-стажёр кафедры сценического движения Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Над ней, профессиональной балериной и актрисой, откровенно издевались заведующий кафедрой сценического движения И.Э. Кох и «старейший» педагог З.С. Стасова: муштровали, заставляли вставать к балетному станку наравне со студентами…
Но именно в преподавании и в режиссёрско-балетмейстерском деле Наталья Соловьёва нашла своё настоящее призвание. Она впервые ввела и утвердила новый принцип преподавания танца – с учётом особенностей профессии драматического актёра. Наталья Соловьёва отказалась от всеобщего метода «два прихлопа, три притопа», создавая на уроках готовые танцевальные спектакли. Самый известный из них – «Танц-класс», в котором солировали Егор Дружинин и Андрей Носков.
Ученики Н.Г. Соловьёвой Евгений Александров, Инна Бедных, Наталия Бобровничая, Зоя Буряк, Геннадий Ветров, Елена Воробей, Юрий Гальцев, Евгений Дятлов, Николай Фоменко, Елена Зимина, Елена Зубович, Борис Ивушин, Любовь Исаева, Светлана Кифа, Ольга Пикало, Владимир Смилянец, Андрей Соловьёв, Валерий Соловьёв, Наталия Фиссон, Михаил Черняк, Дарья Юргенс (Лесникова) удостоены почётного звания «Заслуженный артист России», а Олег Погудин – почётного звания «Народный артист России».
Воспитанниками Н.Г. Соловьёвой являются также известные артисты театра и кино Юлия Ауг, Дмитрий Исаев, Игорь Григорьев, Юлия Рудина, Алиса Гребенщикова, Кирилл Ульянов, Станислав Концевич, певец Юрий Охочинский, режиссёр Вадим Фиссон.
В театрах города на Неве Наталья Соловьёва работала с Георгием Товстоноговым, Игорем Горбачёвым, Александром Белинским, Семёном Спиваком. Благодаря её блестящим танцевальным номерам в студенческих спектаклях был создан театр «БУФФ».
В 1996 году профессор Наталья Георгиевна Соловьёва удостоена почётного звания «Заслуженный работник культуры России». В 2004 году она избрана действительным членом Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина, награждена медалью «Г.Р. Державин», в 2005 году награждена орденом «Гордость Держава Российской» II степени, в 2009 году – медалью «Л.Н. Толстой. За воспитание, обучение, просвещение» и орденом «Польза, честь и слава», в 2011 году – медалью «За заслуги в культуре и искусстве» первой степени.
Публикуется с дополнениями по книге: З.В. Давыдова. Округ, открытый городу и миру.– СПб.: ООО «АРДЕН», 2003